Брендинг российских городов

Битва городов РФ: снеговики против ископаемых

Власти российских городов увлеклись модным ныне брендингом. Цель сей деятельности — привлечение туристов. В результате получается: кто во что горазд. Челябинск ненарадуется на прилет метеорита, Пермь стала просто буквой "П", Ненецкий автономный округ назвал себя кладовой, а Архангельск, конкурируя с Устюгом, объявил себя родиной снеговиков.

Вспоминаются события, имевшие место несколько лет назад в Архангельске. Тогдашний мэр затеял "прилепить" к городу достаточно необычный бренд — с целью повысить туристическую привлекательность города. На уличных баннерах запестрели слова: "Архангельск — родина снеговиков". Ну, а что — все-таки Север, снега много. Почему бы и нет?

Тогда же мне довелось лично пообщаться с тогдашним мэром. Оказалось, он решил идти по пути Великого Устюга, который много лет раскручивался как родина русского Деда Мороза.

Чуть позже довелось мне поговорить и со следующим мэром Архангельска. Тот только махнул рукой: ну какие снеговики? Проблемы в ЖКХ, бюджетники, ремонт дорог… Короче, не до того, не до глупостей. Так и остался Архангельск лишь столицей Поморья и Городом воинской славы.

Есть, правда, в городском районе Соломбала деревня Деда Мороза — всего лишь один дом, хоть и большой. Толпы туристов туда просто не войдут. Приходится "ловить" туристические потоки лишь музеем деревянного зодчества Малые Корелы.

Между тем многие российские города уже ощутили пользу от раскрутки каких-то определенных брендов. И с брендингом в России становится все интересней и интересней. Возьмем, к примеру, для анализа Пермь, Калужскую область, Ненецкий автономный округ, Смоленск, Казань.

В НАО концепция нового бренда вылилась в формулировку "Ненецкий автономный округ — североевропейская кладовая России". Такое определение региона подчеркивает его северное (в отличие от соседней республики Коми) и европейское (в отличие, например, от Ямало-Ненецкого АО) положение, наличие больших и стратегически важных запасов и ресурсов полезных ископаемых (в отличие от всех конкурирующих регионов).

Читайте также: Инновационная волна подхватывает регионы

Калуга. Брендовый логотип обыгрывает аббревиатуру Калужской области (КО) и комфортный деловой климат (ОК). В результате получилась весьма симпатичная и логичная штучка, которая должна привлечь не только туристов, но и инвесторов.

Казань. Еще одна попытка сделать брендинг городу посредством спортивного события предпринимается сейчас в Казани, которая в нынешнем году принимает летнюю Универсиаду. Помимо логотипа собственно Универсиады, размещенного в городе повсеместно (и даже на табличках с номерами домов), существует также и трехминутное видео, которое можно легко найти в сети. Казань предстает в довольно пафосном, но интересном ролике как место, где сходятся разные культуры и религии и мирно сосуществуют при этом. Слоган: "Казань — тысячи миров нового".

Смоленск. Город получил логотип и фирменный стиль к 1150-летнему юбилею. Администрация Смоленской области утвердила официальную символику, посвященную празднованию 1150-летия со дня основания города Смоленска. После празднования в сентябре цифру уберут и раскрученный и привлекательный логотип сможет существовать как полноценный бренд Смоленска.

Сочи. В 2014 году в Сочи пройдет Зимняя Олимпиада. Понятно, что на ближайшие годы логотипом города станет логотип главного мирового спортивного события. По сути, новый бренд "Сочи 2014" является воплощением приверженности системе идей, выраженной пятью Олимпийскими кольцами, и стратегическому видению "Сочи 2014": инновационные Олимпийские и Паралимпийские зимние Игры, которые как бы выразят характер новой России и принесут позитивные и устойчивые изменения в стране.

Читайте также: России не позволят превратиться в свалку

Пермь. Брендинг начался с предложения использовать в качестве логотипа Перми красную букву П. Он будет использоваться везде — от урн и скамеек до афиш и бланков. При этом логотип не является заменой гербу. У Перми есть даже собственный специфический шрифт, чего нет ни у одного другого города России.

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить