Три причины великого исхода губернаторов

В начале года досрочно ушли с постов шесть губернаторов. По осени они "посыпались", как листья с деревьев. Это процесс, инициированный президентом с целью омоложения руководящего состава и освобождения от людей, которые не справляются с работой, и разорвать коррупционные связи между чиновниками и бизнесменами. Такого мнения придерживается заместитель директора Института стратегических исследований РУДН Никита Данюк.

Наше государство находится накануне главного политического события последних шести лет - выборов президента, которые пройдут в марте 2018 года. Многие губернаторов отставлены в связи с тем, что необходимо подготавливать - в том числе политическое пространство регионов - к предстоящим выборам. Поэтому я не исключаю, что, вполне возможно, ожидаются новые отставки.

Необходимо отметить два процесса, которые мы можем наблюдать во внутренней политике нашей страны.

Во-первых, существует определенная ротация кадров, смена политических управленцев. Она вызвана и естественными причинами: очень многие губернаторы находятся на своем посту уже достаточно большое количество времени и просто с точки зрения возраста не подходят для того, чтобы эффективно выполнять поставленные задачи, и в целом не соответствуют той действительности, в том числе и информационной, в которой живет наше государство. Безусловно, у многих из них есть заслуги, поэтому многие - долгожители, например, губернатор Савченко в Белгородской области и Шанцев в Нижегородской (ожидается, что они займут какие-нибудь федеральные посты).

Но все эти люди в настоящий момент в силу своей ментальности и являясь в какой-то степени представителями предыдущей эпохи, не могут эффективно выполнять задачи, которые ставит перед ними руководство. То есть это естественная ротация, которая характерна для абсолютно любого государства. Это - первый процесс.

Есть второй параллельный процесс. Сейчас власть в лице президента и его администрации, которая ответственна за выработку и реализацию внутренней политики, пытаются сделать ставку на молодых технократов. Они прекрасно понимают, что с новыми вызовами и задачами, которые стоят перед нашим государством и на региональном уровне, можно справиться только при помощи новых технологичных подходов. Видимо, эти нераспиаренные молодые технократы доказали свою управленческую эффективность в конкретных областях. Они полны энергии и способны принимать решения.

Существует еще третий очень важный фактор. Так или иначе любой губернатор является представителем определенных финансово-промышленных групп, бизнес-элит. Часто человек часто занимает важный пост благодаря очень долгой кропотливой работе по выработке определенного консенсуса внутри политического истеблишмента нашего государства.

Не секрет, что у нас существует множество политических группировок, элитных групп. Например, силовики, представители крупного капитала и банковского сектора, управленцы, в конце концов. Та или иная группировка в аппаратной борьбе одерживает победу и пытается поставить того или иного человека, чтобы он в том числе обеспечивал интересы и выполнял те цели и задачи, которые характерны определенной группе.

Все эти процессы совпали в нынешнее время, и на выходе мы видим, что идет действительно очень смелая ротация. На мой взгляд, все-таки главным критерием назначения того или иного губернатора сейчас является мнение президента. До недавнего времени происходили такие ситуации, когда губернатором мог оказаться человек, который в общем-то президенту неизвестен, оказался на управленческом месте за счет эффективной работы тех или иных лоббистских структур.

Сейчас, видимо, президент пользуется своей излюбленной практикой ручного управления. Он прекрасно понимает, что накануне выборов, чтобы подготовить плацдарм, надо избавиться от негативного фона местных региональных чиновников и создать ровное пространство, в том числе за счет кредита доверия, который он предоставил новому губернатору.

Негативный фон и потеря политических очков из-за неэффективной работы губернаторов может сказаться на электоральных показателях в конкретном регионе. Естественно, Путину это не нужно. Есть, скажем так, неофициальная задача (хотя сейчас принято говорить о том, что от нее отказались) обеспечить результаты - 70% явки и 70% голосов за президента. Эта статистика будет очень сильно зависеть от конкретных управленцев на местах.

Автор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Редактор Юрий Кондратьев
*