Автор bucker

Вячеслав Зайцев: "Мне хотелось создать образ двух женщин в светлых одеждах и в безумно светлых постелях..."

В Москве на днях вышел в свет DVD диск с записью спектакля «Лесбияночки шума цунами» по пьесе Михаила Волохова в постановке ученика Анатолия Васильева Мика Салова с костюмами Славы Зайцева. А в Гамбурге на крупнейшем немецком театральном фестивале KALTSTART спектакль по пьесе Михаила Волохова «Игра в жмурики», поставленный два месяца назад в Дортмунде Матиасом Гессе, пользуется ошеломляющим успехом.

Мы попросили Вячеслава Зайцева еще раз прокомментировать, что же его все-таки вдохновило принять участие в оформлении пьесы скандального драматурга Михаила Волохова «Лесбияночки шума цунами»?

- Во-первых, Михаил Волохов мне интересен как личность. Была возможность с ним познакомиться и пообщаться на открытии моей выставки. Я увидел, что он очень деликатный, никак не похожий на скандального писателя. И, как я уже позже узнал, Волохов еще актер и постановщик спектаклей и фильмов по своим пьесам. Мне очень понравился его абсолютно авторский фильм «Вышка Чикатило», который был участником одного из последних московских кинофестивалей, а на фестивале современного искусства в Ницце произвёл просто фурор.

- Волохов - человек действительно неординарный и мыслящий не так, как многие. И, главное, рискующий быть непонятым, оплеванным, облеванным, поскольку он бешено отстаивает право на собственное видение жизни. Это меня всегда привлекает в человеке – его неповторимая индивидуальность, и это вдохновляет меня на интересное содружество. Прочитавшего его пьесу «Лесбияночки шума цунами» поначалу сшибает с ног текст – его откровенность, его неприкрытая беззащитность. И это, с одной стороны, необычайно волнует, с другой стороны, чрезвычайно напрягает, с третьей стороны, рождает желание создать что-то столь же оригинальное и новое на эту тему. Мне никогда не приходилось работать над таким спектаклем. И делать костюмы было весьма сложно, потому что я не знал изначального замысла режиссера Мика Салова, который сам человек очень творческий и в высшей степени зыбкий и подвижный, что самое ценное.

- Он еще раньше поставил пьесу Михаила Волохова «И в Париж». Это совершенно уникальная актерская и режиссерская работа Мика Салова.

Когда я был на премьере, я хохотал от всей души. Я сидел рядом с Ириной Хакамадой, и мы просто восхищались замечательным текстом и игрой актрис - Марии Руна и Олеси Эдельвейс. И, безусловно, те откровения, которые они позволили себе в результате на сцене меня поразили до глубины души. Я в восторге от этих двух актрис. Тем более, что я видел спектакль не один раз. А потом смотрел его еще и в записи на DVD. Повторяю - я в восторге от этой работы.

- «Лесбияночки шума цунами» - это очень реальный текст, и в то же время нереальная атмосфера пьесы, что меня при чтении взволновало. Потому что это вещь такая астральная, вневременная. В пьесе Волоховым выявлена вся голая правда, которая существует в человеческой природе. Но мы ее не знаем, потому что мы не соприкасаемся с ней. Но мы ей, тем не менее, сопричастны. Если мы хотим называть себя людьми. И здесь Волохову удалось создать поразительную ауру двух совершенно жестоких женщин, которые безумно красивы, но в этой красоте прячется сатана. Это блестяще удалось в спектакле и драматургу и режиссеру.

- Это спектакль покаяния. Эти девчонки, героини пьесы открываются друг перед другом с такой небесной лучезарностью и говорят при этом такие страшные вещи, что становится просто жутко на душе, когда реально начинаешь представлять всю картину, все то, что они совершили. Становится просто страшно. Но с какой легкостью они все это рассказывают, вероятно, боясь того груза правды, который лежит на их совести. Они открывают себя перед публикой, перед народом, собравшимся в зале. Воистину это за всех нас кающиеся грешницы. За их иронией, сарказмом и пафосом чувствуется жуткая боль.

- Мне хотелось создать образ двух космических женщин в светлых одеждах, в безумно светлых постелях. Когда правда жизни проявляется через этих роскошных женщин, в соответствующих декорациях – эта правда становится еще страшнее и священнее.

Известный русских художник и философ, давший дорогу Михаилу Шемякину Анатолий Брусиловский поделился с нами такими откровениями.

- Пьеса Михаила Волохова «Лесбияночки шума цунами» представляется мне чрезвычайно важным и философским исследованием проблем современного мира. Уж так вышло, что драматургия Волохова, начиная с «Игры в жмурики», поставленная с благословения Эжена Ионеско во Франции мэтром французского театра Бернаром Собелем с суперзвездами

Вячеслав Зайцев:
Вячеслав Зайцев: "Мне хотелось создать образ двух женщин в
Дени Лаваном и Югом Кестером, а в России Андреем Житинкиным с Андреем Соколовым, Сергеем Чонишвили, Олегом Фоминыи и Дмитрием Марьяновым, представляется мне серьезным драматургическим исследованием всех тех болезненных проблем, с которыми сталкивается современное человечество.

- И в пьесе «Лесбияночки шума цунами» Волохов касается чрезвычайно важной и серьезной проблемы - утрачивание современным миром чрезвычайно важных базовых человеческих качеств - а именно, нежность, любовь, взаимоотношения с людьми, дружба, брак и так далее. Современный мир утрачивает эти ценности, которые были составляющими человеческой культуры испокон веков, утрачивает их безвозвратно, и новое тысячелетие приносит все более и более жесткие формы существования, в которых нет места этим базовым человеческим качествам.

- Две героини этой пьесы, если вдуматься, если серьезно вчитаться в текст, не представляются мне лицами определенного возраста и даже пола. Практически эти существа, в которых рыдает, воет богооставленность в этом мире, в котором нет места любви, в котором любовь претерпевает необычайную атаку со стороны мирового зла, мировой жесткости, терроризма, войн, падения морали, наркомании и т.д. и т.д.

Этот список, к сожалению, очень длинный. Поэтому две героини в течение всей пьесы пытаются со всех сторон как бы ощупью обнять эту проблему оставленности Жизни в этом опустевшем для них мире.

- Героини не разговаривают в обычном смысле этого слова. Все, что они делают и их общение – это есть жизнь Духа, боль Духа и рыдание Духа. Одиночество, бессмысленность существования в этой выжженной пустыне Духа.

- Хорошо зная драматургию Беккета, Ионеско, хочу подчеркнуть, что Волохов перешел эту грань марионеточного, кабинетного театра абсурда, и драматургия Волохова – драматургия третьего тысячелетия. И насильственно архаизировать ее под середину двадцатого века будет совершенно неправильно, потому что мир за это время очень сильно изменился, и души людей, характеры отношений за это время прошли колоссальные катаклизмы, которые разрушили очень многие вещи, бытовавшие в те времена, когда писали Беккет и Ионеско, и многие другие.

- Дело заключается в том, что пьесы Беккета и Ионеско, как ни странно, очень уютные, они написаны в крепком буржуазном мире для крепкого и благополучного буржуазного мира, где все стоит на своих местах, где механизм социальных отношений работает, и именно из-за этого они странны, забавны, интересны и т.д. А для нашего нераскаявшегося русского мира их пьесы выглядят просто детским садом. В этом смысле актом покаяния в своих мощнейших пьесах Волохов пошел намного глубже и дальше, и его пьесы ни в коем случае не надо стилизовать под западный театр абсурда.

Мы попросили Ирину Хакамаду прокомментировать творчество драматурга Михаила Волохова.

- Я видела классически скандальные пьесы Михаила Волохова «Лесбияночки шума цунами» и «И в Париж», которые поставил Мик Салов в Москве в самом интеллигентном и артхаусном Быстром Театре Джусто. Это абсолютно серьезное и большое театральное искусство, с минимумом декораций и с максимумом экзистенциального смысла. Его приходит посмотреть молодежь, которая совсем не похожа на молодежь волны бесконечного консюмеризма. Это намного более бедная, но страшно интеллектуальная молодежь.

- И Волохов меня не отталкивает своей чрезмерной гипернатуралистичностью. Волохов - искусство. Современное искусство на классическом уровне. Любое искусство проявляется в разных формах. Например, если мы посмотрим искусство современной фотографии или современное искусство артобъектов, инсталляций и так далее. Если внимательно послушать волоховские пьесы, становится понятно, что на самом деле это все прекрасно. Особенно язык. Несмотря на то, что Волохов использует ненормативную лексику, язык Волохова превращается в искусство. Волохов демонстрирует огромное знание языка, чувств, эмоций и характеров. Это не та жуткая речь, которая слышится на улице из уст мимо проходящих бизнесменов. Здесь совсем другое – мат как искусство. Всем известно, что русский мат как искусство существует. В этом нет ничего ханжеского. Но зато сделано великое произведение. Волохов гений.

Читайте в рубрике Культура

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Нейтральный флаг нам в руки: как Россия заткнет рот Родченкову
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Тиллерсон: США еще вернутся к "вопросу" Крыма
Говядина с цезием: как распознать облученные продукты
Тиллерсон: США еще вернутся к "вопросу" Крыма
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Спортивный юрист США: МОК совершил страшную ошибку
Тиллерсон: США еще вернутся к "вопросу" Крыма
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны

Русская эскадра - не просто набор слов. Это историческое название последнего соединения кораблей и судов Императорского флота России. Именно она эвакуировала из Крыма армию генерала Врангеля и гражданское население. Беженцев приняла Франция, предоставив эскадре стоянку в Тунисе, в городе Бизерта. Судьбы большинства беженцев поистине трагичны…

Последнее пристанище Русской эскадры