Большой оскандалился с «Борисом Годуновым»

Руководство Федерального агентства по культуре и кинематографии и Большого театра раздували вокруг новой постановки «Бориса Годунова» небывалый ажиотаж. Премьеру, совпавшую с днём траура по Борису Ельцину, решили не отменять, а Михаил Швыдкой, бывший тамадой на 75-летии первого президента России, посвятил спектакль его памяти. Канал «Культура» дал прямую трансляцию.

Увы, но единственное, что интригует в новом «Борисе…» - это режиссура Александра Сокурова. Многие ожидали от него либо традиционной «тягомотины» и затянутости, либо, наоборот, эксцентрики. Но Сокуров представил хотя и не особо оригинальные, но логически обоснованные сценические решения, которые были удачно дополнены художниками спектакля.

Но все эти старания перечеркнула убогость исполнения. Меломаны давно подозревали, что в оперной труппе Большого сложилась критическая обстановка и что пригласить на партию Бориса таких великих певцов, как, к примеру, Паата Бурчуладзе, там не в состоянии. Но, чтобы из-за развала и бардака из классического шедевра русской оперы убирались ключевые сцены, такого ещё не было!

Вот мнение известного журналиста и меломана, блестящего знатока оперы Николая Троицкого: «Вот слушаю "Бориса". Настоящего. Гяуров, Вишневская, прекрасный тенор Людвик Шписс, Алексей Масленников - лучший Юродивый, он же Шуйский, Венская филармония, фон Караян. 1970 год. Вена. Не у нас. Наконец слышу музыку Мусоргского.

И вспоминаю то убожество, что поставили в Большом театре. Ни музыки, ни страсти, ни голосов. Как можно было отказаться от сцены под Кромами - кульминации и квинтэссенции? От этого страшного хора "Расходилась-разгулялась"? Как его Караян делает, вместе с хором! Мурашки по коже, я дважды послушал. И еще не раз включу.

Боялись затянуть спектакль? Ну да, при таком убогом исполнении зрители не выдержали бы, не усидели. Вот и обкорнали Мусоргского, обрезали.

Да, конечно, кинорежиссер Сокуров хорошую, яркую картинку выстроил. Но опера - прежде всего - должна звучать. И это наш придворный, престижный и орденоносный Большой театр. Стыдно. И горько».

С возмущением господина Троицкого трудно не согласиться. Автору этих строк тоже пришлось «отходить» от очередной халтуры «иксановского» Большого, переслушав парижскую запись «Бориса…» с гениальным Борисом Христоффом. Хотя запись 1948 года под управлением Игоря Маркевича технически не абсолютна, она – просто бальзам на уши после того, что довелось услышать в нынешнем Большом.

Что интересно, пресс-служба Большого театра аккредитовывает на премьеры только своих друзей, которые неизменно пишут о его премьерах хвалебные статьи. Остальным – отказывает в ясной информации. Так, мы уже два месяца не можем ничего узнать по поводу планов постановок в сезоне 2007-2008 годов оперных шедевров классика английской музыки ХХ века Бенджамина Бриттена «Смерть в Венеции» и "Билли Бад», хотя о желании их осуществить говорили и худрук Мариинки Гергиев, и Роман Виктюк.

Доходит до смешного: скрываются даже планы сенсационной постановки вершины музыкального импрессионизма – оперы Клода Дебюсси «Пеллеас и Мелисанда». Хотя, как писала еще месяц назад итальянская «Стампа», участие в ней Монсеррат Кабалье и Николая Баскова уже вызвало мировой интерес. Ибо, по словам исследователей творчества Метерлинка, чья пьеса легла в основу оперы Дебюсси, именно такими видел своих героев загадочный мэтр бельгийского символизма.

Зато пресс-служба Большого театра преуспела в организации похабных интервью ведущих солистов театра в изданиях соответствующей направленности. Многие балетоманы были предельно шокированы откровением выдающегося танцовщика Николая Цискаридзе на обложке последнего номера «СПИД-инфо»: «Я могу поцеловать свои ноги. И не только…»

Что такое «и не только», мы, как говорится, не знаем, но догадываемся. Хотим обратить внимание, что в своё время во многом схожий с Цискаридзе по разнообразным талантам великий артист балета Владимир Васильев таких «пассажей» себе не позволял даже в иностранной печати.

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить