"Риголетто" в шаге от рулетки

Оперу Монте-Карло, знаменитый в будущем зал Гарнье, построили за полтора года. Своими первыми успехами один из наиболее роскошных мировых театров обязан во многом русскому царю Александру III, Федору Шаляпину, а также балету Сергея Дягилева. В будущем году опера порадует своих посетителей премьерами "Саломеи" Рихарда Штрауса и "Риголетто" Верди.

На берегу теплого Средиземного моря, между французской Ниццей и итальянским Сан-Ремо, находится княжество Монако — знаменитое своим Монте-Карло, игорной столицей Старого Света. Жизнь здесь вращается вокруг известной и богатой публики, которая требует роскоши и высшего уровня во всем. Под стать посетителям здесь и оперный театр — знаменитый "Зал Гарнье", который расположен непосредственно в здании шикарного казино, кстати, первого в Европе. Этот один из самых маленьких театров в мире был построен всего лишь… за полгода.

Он расположился на берегу Средиземного моря, на территории Казино-де-Монте-Карло, так как владельцы этого игорного дома решили разнообразить программу заведения "лирическими концертами". Фасад здания был выполнен в стиле Второй Империи — с богато декорированными башнями и скульптурами авторства Густава Доре и Сары Бернар. С залом казино опера соединилась роскошным фойе из красного мрамора.

На строительстве этого здания были задействованы 400 итальянских мастеров, а все работы заняли лишь полгода — невиданная скорость строительства театра такого уровня. Название же оперы Монако — "Зал Гарнье" (Salle Garnier) созвучно с именем парижской оперы — "Палас (т.е. "дворец") Гарнье", и это не удивительно: оба здания увековечивают имя их создателя, знаменитого архитектора Шарля Гарнье.

Читайте также: Два Ференца подарили Венгрии оперный театр

Открытие оперы Монако состоялось 25 января 1879 года довольно необычным для театра представлением, которое включало в себя инструментальную музыку, классический балет, оперу и художественное чтение — в исполнении легендарной французской актрисы Сары Бернар. Столь неординарное открытие "Зала Гарнье" положило начало традиции давать на сцене театра Монако представления разных жанров.

Первая же собственно опера была показана на сцене в Монте-Карло спустя две недели после открытия театра — это была постановка "Шевалье Гастон" Жана Планкетта; весёлая, часто считающаяся опереттой. Впоследствии судьба театра была связана с личностью Рауля Гюнсбурга, энергичного и темпераментного импресарио, назначенного на должность директора оперы Монако. За время своей работы в Монте-Карло он провёл около 80 мировых оперных премьер!

Фото: AP

Карьеру импресарио Рауль начал в России, после убийства Александра II в 1881 году, когда все русские увеселительные заведения были закрыты. В ту пору именно иностранец оказался "на коне", а впоследствии Гюнсбург стал развивать тесные культурные отношения с Францией. Первым плодом его международной деятельности стали ежегодные гастроли парижских трупп в России, а вскоре состоялся успех Гюнсбурга и за границей.

В Ницце в сезонах 1889-1891 годов Раулем была поставлена опера Берлиоза "Падение Трои", после чего, в начале 1892 года, российский царь Александр III лично рекомендовал его принцу Монако Альберту I на пост директора оперного театра Монте-Карло. Тот принял кандидатуру энергичного импресарио с благосклонностью. Стоит отметить, что до этого момента опера Монако особо не блистала, однако, после появления здесь Гюнсбурга, театр за считанные годы буквально "расцвел" и превратился в один из музыкально-сценических центров Европы.

Первой постановкой, осуществленной в Монте-Карло новым директором, стала оперетта Оффенбаха "Перикола", показ которой состоялся 26 декабря 1892 года. В тот же сезон театральная Европа была поражена мировой премьерой в Монако сценической версии драматической легенды Берлиоза "Осуждение Фауста", которая состоялась 18 февраля.

Известно, что классический сюжет Гёте изобилует всевозможными фантастическими и мистическими элементами — и Гюнсбург мастерски использовал все эти мотивы для создания великолепного по своим техническим достижениям зрелища. На глазах у восторженной публики происходила живая трансформация декораций, клубился дым, а уникальная светотехника создавала иллюзии настоящих превращений и мистических видений.

Потом здесь были с успехом поставлены "Отелло" с Франческо Таманьо, "Жонглер богоматери" Жюля Массне, и, конечно, опера "Мефистофель" Бойто, в заглавной партии которой выступал великий Федор Шаляпин. Триумф русского баса потряс сцену оперы Монте-Карло 17 февраля 1905 года. Впоследствии Гюнсбург даже специально писал для Шаляпина — так появились "Старый орел" (1909) и "Иван Грозный" (1911).

О "царской" постановке Шаляпин потом вспоминал: "Черт знает, чего только не было наворочено в этой опере! Пожар, охота, вакханалия в церкви, пляски, сражения, Грозный звонил в колокола, играл в шахматы, плясал, умирал…". Зато богатая публика неистовствовала. В том же году в оперу Монако пожаловала труппа Сергея Дягилева, потом она надолго тут задержалась, — так что история этого театра очень тесно переплетена с Россией.

В общей сложности, Рауль Гюнсбург
Фото: AP
являлся бессменным директором оперы Монте-Карло в течении 59 лет. Сцена этого театра повидала лучших артистов своего времени: там выступали Мельба, Патти, Морель, блистали Карузо и Руффо. С 1973 года художественным руководителем здесь был итальянский композитор Ренцо Росселини, брат известного режиссера Роберто Росселини. Ныне оперу Монако возглавляет Джон Мордлер.

Однако, при всей успешности и популярности монакской оперы, её зал всегда был одним из самых маленьких в мире — он вмещает лишь 524 человека. Для княжеской семьи здесь предусмотрен отдельный вход, ведущий непосредственно к "царской ложе" и гостиной, куда простым смертным не проникнуть.

Малые размеры и богатый декор помещения сыграли с оперным залом Монако странную шутку: с одной стороны, обстановка получилась более камерной, элитарной, но зато проблемы возникли у певцов. Звук буквально "вязнет" в этом зале, который щедро устлан коврами и чрезмерно декорирован бархатными занавесами. Однако, несмотря ни на что, в Монте-Карло ежегодно даётся по три спектакля каждой постановки за сезон, который длится здесь с января по апрель.

В будущем году этот великолепный театр готовит новые премьеры: "Саломею" Рихарда Штрауса (в феврале) и "Риголетто" Джузеппе Верди (март-апрель). И здесь можно не сомневаться: спектакли пройдут при полных аншлагах. Так уж заведено в роскошном Монте-Карло.

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"
 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии
Чем России грозит резолюция ПАСЕ по Донбассу
Чем России грозит резолюция ПАСЕ по Донбассу
Чем России грозит резолюция ПАСЕ по Донбассу
Почему власть прекращает финансирование ГЛОНАСС
Лукашенко пригрозил расстреливать воров "как в 90-е"
Чем России грозит резолюция ПАСЕ по Донбассу
Глава Совета Европы резко потребовал от России уплаты взноса
Американские СМИ рассказали, почему Россия может не бояться США
Губернатор Севастополя возомнил себя барином?
ВКС России снова "побрили" флот коалиции у Сирии
Чем России грозит резолюция ПАСЕ по Донбассу
Астана и Ташкент дрейфуют в сторону США
Чем России грозит резолюция ПАСЕ по Донбассу
Глава Совета Европы резко потребовал от России уплаты взноса
Чем России грозит резолюция ПАСЕ по Донбассу
1 мая решится судьба антироссийских санкций
Завидуй, провинция: московские учителя получают 100-тысячные зарплаты
Глава Совета Европы резко потребовал от России уплаты взноса
Глава Совета Европы резко потребовал от России уплаты взноса
Глава Совета Европы резко потребовал от России уплаты взноса
Чем России грозит резолюция ПАСЕ по Донбассу