Автор Юрий Енцов

Опера, из-за которой язык сломаешь

В московском театре Новая Опера состоялась премьера оперы Рихарда Вагнера "Тристан и Изольда". Постановка этой музыкальной драмы приурочена к 200-летию со дня рождения композитора. Премьера стала главным событием двадцать второго сезона этого театра. Надо сказать, что рыцарь из Корнуолла и ирландская принцесса — нечастые гости в российской столице.

Не то, что у россиян нет интереса к Вагнеру, просто это имя слишком тесно срослось с политикой. Это обстоятельство ничуть не умаляет гения композитора, но до последнего времени частенько мешала широкой публике с этим гением соприкоснуться.

За постановку взялась интернациональная команда. Дирижер-постановщик — шестидесятилетний Ян Латам-Кениг. По рождению он британец, и хотя уже стал главным дирижером Новой Оперы, но пока знает по-русски не так уж много. Однако в его лексиконе уже есть слово "достаточно". Он очень хорошо знает, что сто лет назад оперы Вагнера артисты репетировали по полгода, а сейчас два месяца и этого "достаточно"! Для него эта опера стала вторым опытом постановки произведения Вагнера в Новой Опере, первым, пять лет назад, был "Лоэнгрин", заслуживший признание публики. А вообще Латам-Кениг увлечен Вагнером с пятнадцатилетнего возраста, сам пел в оперном хоре сорок лет назад, а теперь уверенно стоит за дирижерским пультом.

Художник-постановщик — Джордж Суглидес — тоже из Великобритании. В нынешней версии "Тристана и Изольды" он использовал эскизы декораций известного художника австрийского театрального художника Альфреда Роллера, созданные для легендарной постановки в Венской опере в далеком 1903 году. Ее дирижером и режиссером был знаменитый Густав Малер. Однако Джордж упростил вычурный проект своего далекого предшественника и добавил в него современные технические возможности. И в костюмах героев нет ровным счетом ничего этнографического — в них лишь намек на старомодность, но героев Вагнера и московских зрителей не разделяют тысячелетия.

Читайте также: Фуэте "вживую" на большом экране

Режиссер-постановщик, немка Никола Рааб, явно работала в очень тесном контакте с художником, многие ее находки и режиссерские решения подсказаны художественными образами и возможностями современной сценографии, в частности работы со светом. Уже показав себя в Америке, Испании, Чехии и Эстонии, она не стремится удивить зрителя сумасшедшими находками. Тем более что московских меломанов уже ничем не удивишь. Она ставила своей задачей раскрыть замысел композитора, который к тому же сам написал либретто своей оперы, и постаралась для этого быть сдержанной и по-хорошему консервативной.

Ансамбль певцов также интернационален, включает как солистов Новой Оперы, так и приглашенных звезд, специализирующихся на вагнеровском репертуаре. Это, прежде всего, замечательное сопрано Клаудиа Итен. Тенор Майкл Баба тоже великолепен в роли Тристана, но когда на сцене появляется Клаудиа, оперу хочется переименовать в "Изольда и Тристан". Она хорошо знакома с творчеством Вагнера.

"Партия очень эмоциональна. В ней есть все: любовь, месть, глубокая ранимость, нежность, надежда. Мне как исполнителю необходимо прожить эти чувства. Изольда — сильная и одновременно слабая женщина. Этот контраст делает роль крайне интересной. Хотя либретто оперы столь сложное, что даже немецкие певцы иногда задают вопрос: "Что за текст я сейчас произнес?" — признается Клаудиа Итен.

Подключившись к репетициям в Новой Опере, Клаудиа Итен, по ее словам, сразу ощутила, что ей в Москве комфортно. Театр гостеприимен, все дружелюбны, готовы в любой момент помочь, несмотря на языковой барьер. Российские артисты чрезвычайно трудолюбивы, репетируют с утра до вечера, работая над разными спектаклями.

Да, это произведение Вагнера считается одним из труднейших сочинений мировой оперной сцены. Ее называют "опера для двоих", главные партии очень длинны и трудны как в вокальном, так и в драматическом отношении, ведь действий не так уж много, но нет числа нескончаемым душевным терзаниям.

Читайте также: Оперный "Оскар" или оперный Дмитрий?

По мнению инициатора московской постановки "Тристана и Изольды" Яна Латам-Кенига, постановка вагнеровских опер дело сложное, куда проще концертное исполнение, а еще проще оркестровое, ведь от этого музыка не становиться хуже. Кстати, очень часто так и делают. Что касается сюжета, то у некоторых зрителей может возникнуть вопрос: а возможны ли вообще такие роковые страсти?

Ощущение невозможности счастья и неотвратимости судьбы, томление, страдание, тоска и непреодолимая жажда смерти навеяны композитору модным в те времена учением Шопенгауэра об "умерщвлении воли к жизни". Однако сам Вагнер пережил роковую страсть. Его избранница Матильда Везендонк была замужем. И она не скрывала от мужа своего сердечного увлечения. Так что у мифических главных персонажей оперы: печального рыцаря Тристана, ирландской принцессы Изольды и короля Марка есть вполне реальные прототипы.

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Появление банков с девелоперскими структурами — опасная тенденция
Нейтральный флаг нам в руки: как Россия заткнет рот Родченкову
Тиллерсон: США еще вернутся к "вопросу" Крыма
Нейтральный флаг нам в руки: как Россия заткнет рот Родченкову
Тиллерсон: США еще вернутся к "вопросу" Крыма
Нейтральный флаг нам в руки: как Россия заткнет рот Родченкову
Ловушка для Керимова: арест сенатора подготовили из России
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
Трамп плагиатит Путина: США победили ИГ*
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Тиллерсон: США еще вернутся к "вопросу" Крыма
Тиллерсон: США еще вернутся к "вопросу" Крыма
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Нейтральный флаг нам в руки: как Россия заткнет рот Родченкову
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Тиллерсон: США еще вернутся к "вопросу" Крыма

Русская эскадра - не просто набор слов. Это историческое название последнего соединения кораблей и судов Императорского флота России. Именно она эвакуировала из Крыма армию генерала Врангеля и гражданское население. Беженцев приняла Франция, предоставив эскадре стоянку в Тунисе, в городе Бизерта. Судьбы большинства беженцев поистине трагичны…

Последнее пристанище Русской эскадры