Автор Юрий Енцов

Спектакли о цикличности нашего бытия

В Московском художественном театре имени Чехова поставили спектакль "Круги" французского драматурга и режиссера Жоэля Помра. Постановщиком спектакля стала Брижит Жак-Важман (надо полагать, правая рука маэстро). Отметим, что Помра не очень любит следить за тенденциями, его фирменный стиль — обращение к классикам и растворение в потоке жизни.

В 18 лет Жоэль Помра начал играть на сцене, а с 23 лет — сочинять пьесы, которые сегодня пользуются огромной популярностью во всем мире. У него уже более двадцати лет своя театральная антреприза с более или менее постоянной труппой. Передвижной театр под руководством Помра ставит в среднем по одной пьесе в год. Собственного помещения нет, так что спектакли выходят на разных сценах, в разных городах, городках и деревнях Франции. "Полюсы" в Оверни, "Мой друг" в Театре Пари-Вилетт, "Что мы сделали?" в Нормандии, "Торговцы" в Страсбурге, "Красная шапочка" в Бургундии, в деревне Бретиньи, "Одной рукой" в лотарингском Тионвиле.

Как правило, в пьесах Помра несколько скетчей, которые, на первый взгляд, могут показаться простыми и житейскими, но на самом деле весьма метафоричны. Помра мог бы быть сценаристом для стендап-комиков, мог бы сам стать таковым, но он выбрал путь Еврипида и Аристофана.

Его спектакль "К миру" оказался одним из самых успешных, его антреприза "Компани Луи Бруйяр" гастролирует с ним по миру. Сегодня это одна из самых заметных французских трупп, работающих с современной драматургией. Лет семь назад сразу три спектакля Помра: "К миру", "Красная шапочка" и "Торговцы" — показали на Авиньонском фестивале. О Жоэле Помра заговорили.

Но в Москве отчего-то показывают не эти спектакли и даже не "Я дрожу", который шел у маститого Питера Брука в "Театра Буфф дю Нор", а "Круги". Почему? Вряд ли это какая-то продуманная стратегия. Этот режиссер не из тех, кто следит за конъюнктурой и театральными тенденциями. По крайней мере, он сам утверждает, что не следит. Мол, некогда. Он сам себе тенденция. Ну и еще, если смотреть спектакли коллег — не хватит время на то, чтобы писать свои пьесы и ставить собственные спектакли. Чехов жаловался, что написал бы гораздо больше, но мешает чтение журналов! Помра учел его опыт и не жалуется.

Его работы отличаются от того, что в данный момент модно. А в моде — экстравагантность, яркость, эклектичность. Он для своих спектаклей всегда выбирает минимализм, тихонько рассказывая о сокровенном. Актеры говорят шепотом — благо сейчас есть микрофоны, в продуманной полутьме. Поневоле приходится прислушиваться и присматриваться. Режиссер как бы не поставил перед ними задачу достучаться до зрителя во что бы то ни стало, покорить его, "порвать зал". Если уж публика пришла, то сама в состоянии разобраться что тут происходит.

Читайте также: Опера, из-за которой язык сломаешь

Его интересует человек. Он ставит спектакли о том, что подсмотрел, наблюдая за людьми, как антрополог. Беспристрастно, никого не осуждая, не выставляя оценок. Просто наблюдая. В пьесе, о которой идет речь, наблюдая сразу над несколькими эпохами. Из Средневековья постепенно перемещаясь в годы Первой мировой войны, и доходя до наших дней.

Несколько сюжетов, в которых автор приметил некую фатальную закольцованность. Поколения идут за поколениями. Их судьбы похожи, словно запараллелены. И сам французский гость чем-то похож… на Григория Горина, написавшего пьесу "Дом, который построил Свифт". Ну что ж, спасибо, что напомнил.

В этом житейском хаосе каждый заинтересованный зритель увидит что-то свое, сам додумает смысл. Но одно несомненно — прикрываясь высоким служением, человек спокойно убивает всех кто под руку попадется, при этом думая только и исключительно о себе. Мысль не нова, но приходится ее время от времени напоминать. Это страшенный закон природы, вырваться из которого можно только… с помощью абсурда. Об этом мы тоже догадывались раньше, благодаря театру абсурда Эжена Ионеско, а теперь этот вывод логически подтверждает Помра.

Впрочем, кому в этом мире можно верить? Уж во всяком случае, не ему. Ведь даже название спектакля условно, некоторые называют его "Круги-фантазии", некоторые "Круги-сочинения", а кто-то "Круги-фикции", что может быть ближе всего к оригиналу "Cercles. Fictions" — фантастический цирк. Назовем это иллюзиями, предоставив теоретикам возможность, вслед за театром абсурда, назвать новую манеру "театром иллюзий".

В России Помра бывал не раз и не два. Приезжал со своей труппой. Но на этот раз постановщиком спектакля стала Брижит Жак-Важман, надо полагать, правая рука маэстро, ревниво следящая, чтобы актеры не дай бог не понесли какую-то отсебятину.

Автор перевода пьесы — Наталья Санникова из Екатеринбурга, художник-постановщик — Николай Павлов, художник по костюмам — Нина Васенина. Задействованы актеры Кирилл Трубецкой, Леонид Тимцуник, Кристина Бабушкина, Олег Мазуров, Яна Давиденко, Виктор Хориняк, Сергей Медведев и другие.

Читайте также: Три тополя, Нежность и полет Гагарина

Отдельно можно назвать Марию Зорину, это ее самая звездная роль за десять лет актерской карьеры. В спектакле также занят Игнат Акрачков в роли аристократа эпохи модерна, до этого более известный по комическому военному сериалу, а также по работе у режиссеров Карена Шахназарова и Федора Бондарчука.

Жоэль Помра любит переписывать классиков, объясняя это тем, что и во времена Шекспира и Мольера драматурги брали расхожие сюжеты и по-своему их интерпретировали. Вот и в "Кругах" есть парафразы из классиков. На самом деле, сейчас все то же самое, но Помра же за тенденциями не следит.

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Жителям ФРГ предлагают избрать канцлером президента РФ. Плакаты с таким призывом появились у Рейхстага перед выборами в бундестаг. Что думают об этом немцы?

Выбор всегда есть: немцы хотят заменить Меркель Путиным
Комментарии
Уфологи предсказывают массовое нашествие НЛО на Землю
Выбор всегда есть: немцы хотят заменить Меркель Путиным
Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать
США в сговоре с ИГИЛ: боевики Сирии хотят превратить Дейр-эз-Зор в неприступный бастион
Неуязвимые ракеты Кима
На учениях "Запад-2017" Россия применила реактивные танки
На учениях "Запад-2017" Россия применила реактивные танки
Три типа матерщинников: кто по-настоящему опасен?
Путин обратился к участникам и гостям фестиваля "Вся Россия-2017" с приветствием
Владимир Путин: "Нам нужен свой региональный самолет"
Палестинский Нострадамус предрек США страшную гибель
На Мексику надвигается ураган "Пилар"
Провинциальной учительнице дали условный срок за совращение восьмиклассника
Палестинский Нострадамус предрек США страшную гибель
"Выкорчевать заразу": Каспаров поставил России условие
Победила дружба: Узбекистан метит в лидеры региона
Почему президент Афганистана поет дифирамбы Дональду Трампу?
Дагестанец языком изнасиловал женщину
"Выкорчевать заразу": Каспаров поставил России условие
Меркель объяснила, почему не хочет признавать присоединение Крыма к России
Лавров рассказал, почему США не станут бомбить КНДР