В октябре багрянолистном девятнадцатого дня…

19 октября в театре «Школа современной пьесы» прошел традиционный клубный вечер «СТИХиЯ». Вот уже семь лет артисты «Школы», и коллеги из других театров, а также драматурги, журналисты, поэты, режиссеры, собираются вместе, чтобы прочесть стихи – свои собственные или свои любимые.

В последние четыре года «СТИХиЮ» стали проводить именно 19 октября, в день рождения колыбели русской поэзии Царскосельского лицея, дабы, говоря словами поэта Юлия Кима:

И, подобно лицеистам,

Собираться у огня

В октябре багрянолистном

Девятнадцатого дня…

На этот раз «у огня» на Трубной площади собрались и приоткрыли частицу своей души (ведь любимая поэзия – это всегда нечто глубоко личное) представители разных поколений и творческих профессий.

Вечер открыла актриса «Школы» Ольга Гусилетова, которая прочла стихотворение Гарсиа Лорки и сразу задала высокую художественную планку, а заодно показала участникам пример выразительной краткости.

Затем на сцену вышел драматург Семен Злотников, приехавший в Москву на премьеру спектакля «Пришел мужчина к женщине. Новая версия».

Злотников, ныне житель Иерусалима, прочитал свой монолог «Маргинал» - стихотворение в прозе, которое произвело на собравшихся сильное впечатление.

Очень понравились зрителям представители молодой части труппы – Максим Евсеев с забавными виршами американского поэта-юмориста Фредерика Огдена Нэша об открытии Америки Христофором Колумбом, Валерий Караваев с трогательной «Обезьяной» Ходасевича, Олег Долин с обличительно-публицистическими стихами Евгения Евтушенко «Так им и надо», Вадим Колганов с лирикой Михаила Светлова.

Как всегда на высоте были мастера: Альберт Филозов прочитал великолепные собственные стихи о том, как он ненавидит читать стихи. А затем, чтобы окончательно разубедить в этом зрителей завораживающе прочел стихотворение из юношеской лирики Осипа Мандельштама.

Актер, телеведущий, профессор Щукинского театрального института Павел Любимцев решил преподнести публике нечто неожиданное: «Осень» Пушкина. Да-да, то самое: «Унылая пора, очей очарованье…» и т.д.

Прочел с истинным пушкинским масштабом и подлинным актерским мастерством, не мельча, не превращая гениальные стихи в бытовую скороговорку. Прочел так, как теперь уже мало, кто читает. Зрители это оценили, устроив артисту овацию в благодарность за встречу с Большим Искусством.

И была еще одна встреча с выдающимся мастером – кинорежиссером Петром Тодоровским, который вначале в музыкально-поэтической форме сыронизировал по поводу бессердечия Тургенева, утопившего ни в чем не повинную Му-Му, а затем выдал виртуозное соло-попурри на своей знаменитой семиструнной гитаре.

Стремясь идти в ногу со временем, организаторы вечера предложили участникам дополнительную тему: год семьи. В развитие этой темы охотно включился актер театра Армии по совместительству поэт Сергей Таратута, который прочитал свои стихи, посвященные родителям в дуэте со своим маленьким сыном.

Что не помешало артисту «Школы» Владимиру Качану тоже обратиться к творчеству этого поэта, правда, в менее пафосном ключе. Дело в том, что Владимир Качан уже давно коллекционирует стихотворные перлы, которые он называет «автопародиями».

К их числу артист отнес и некоторые опусы Таратуты, а также ряда других поэтов, чье творчество настолько самодостаточно в своей неграмотности и глупости, что в пародии не нуждается.

Тему семьи продолжил поэт Владимир Вишневский, неожиданно начавший с лирического стихотворения Леонида Зорина и продолживший выступление собственной лирикой.

Журналист, драматург и режиссер Андрей Максимов прочел произведения, опубликованные в сборнике «Любовь ушедшего века» - антологии поэтов, принадлежавших к близкому кругу его отца Марка Максимова.

А драматург Вадим Жук как истинный «парадоксов друг» ввел читателя в свой «семейный круг» античных древнегреческих и древнеримских авторов.

В бардовскую стихию погрузила публику Варвара Визбор, юная актриса, внучка актера и поэта Юрия Визбора, прочитавшая и даже пропевшая стихи своего деда.

А ведущий вечера худрук «Школы современной пьесы» Иосиф Райхельгауз вспомнил, что именно в этот день 19 октября 2008 года исполнилось бы 90 лет еще одному выдающемуся российскому барду Александру Галичу. Взяв гитару, режиссер спел одну из самых пронзительных песен поэта «Ошибка» («Мы похоронены где-то под Нарвой…»).

В этот вечер на сцене театра состоялись дебюты: Амалия Мордвинова, играющая одну из главных ролей в спектакле «Пришел

Владимир Вишневский.
Владимир Вишневский.
мужчина к женщине. Новая версия», прочитала стихотворение Ходасевича, а затем удивила зрителей исполнением оригинальной авторской композиции с собственным текстом на собственную музыку.

Впервые в «Школе» выступила актриса Елена Санаева. Она представила зрителям книгу стихов Ролана Быкова. Прочитанные ею фрагменты книги, показали, что Ролан Быков был не только выдающимся режиссером и актером, но и большим поэтом.

Сокрушительным девятым валом «СТИХиИ» стало выступление Валентина Гафта. Обманув ожидания зрителей, он не стал начинать с обожаемых всеми эпиграмм, а прочел несколько вполне серьезных и даже несколько пафосных посвящений – Визбору, Мандельштаму, Окуджаве, Игорю Моисееву, Гоголю.

Но ироническая натура актера все же возобладала, и на зрителя посыпался поток остроумнейших эпиграмм. Вкачестве финального аккорда прозвучала поэма, повествующая о бесславном посещении актером квартала Красных фонарей в Амстердаме.

В ней есть, к примеру, такие строки: «Наше знамя революции стало цветом проституции». Некий сердитый пожилой господин, видимо, приняв некоторые строки поэмы слишком близко к сердцу, покинул зал со злобными комментариями.

Но он оказался одинок в своем благородном негодовании. Отнюдь не шокированная публика долго не отпускала Валентина Гафта со сцены.

Читайте еще в разделе "Культура".

Автор Григорий Резанов
Григорий Резанов — журналист, фотожурналист, бывший редактор культурного раздела Правды.Ру
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *