В Европе ищут супер-драматурга

Кто из самых известных драматургов всех времен и народов на этом континенте – самый лучший. Совместная франко-немецкая радиостанция устроила на прошлой неделе голосование не только для своих слушателей, но и в Интернете. Оценка «веса» того или иного претендента осуществляется по 5 критериям.

Составлением списка тех, кто прошел первоначальный отбор, озаботились еще в прошлом году. Итоги во всемирной сети будут подведены 30 сентября. Среди членов жюри оказались самые разные личности, от маститых театральных критиков и до людей более или менее знакомыми с тем, что играют на сцене. Таким образом пытались придать акции подобие объективности и демократичности. Десятерых, кому улыбнется счастье угадать имя лучшего драматурга Европы, в конце мая будущего года ждет ценный приз. Его вручат в прямом эфире телешоу «Paten», или «Шефы».

Наверное, с победителями «шорт-листа» можно согласиться. Прошедшими своеобразный кастинг оказались действительно драматурги с мировым именем: Софокл, Шекспир , Мольер, Лессинг, Гёте , Шиллер, Оскар Уайльд , Генрик Ибсен, Сэмюель Беккет, Бертольд Брехт, Фридрих Дюрренматт, Макс Фриш и Жан-Поль Сартр. Из российских авторов только Антон Чехов . И два мало знакомых для российских зрителей имени.

Австрийская романистка, драматург, поэт и литературный критик Эльфрида Елинек , несмотря на то, что она лауреат Нобелевской премии 2004 года по литературе, а также лауреат премии Генриха Бёлля, премии Георга Бюхнера, премии Генриха Гейне и чешской премии Франца Кафки, у нас практически не известна. Дело в том, что её пьесы, такие как «Спортивная пьеса» («Ein Sportstück») и «Театр в замке» («Burgtheater») еще не были переведены на русский язык.

Французская актриса и писательница Ясмина Реза, которая считается одним из самых играемых современных в Европе драматургов, известна в России чуть больше. В 1998 году, в постановке Евгения Каменьковича в Театре Олега Табакова шел её спектакль «Искусство».

Заметим, что после первой же своей пьесы «Разговоры после погребения», Ясмина Реза получила на родине престижную премию Мольера. На момент, когда писалась эта заметка, из 922 проголосовавших в сети, за господина Мольера отдали свой голос 0%.

Антон Павлович Чехов
Антон Павлович Чехов
Такого низкого результата нет больше ни у кого. Сама мадам Реза добилась 1 %, наряду с Елинек и Максом Фришем. Софокл сравнялся с нашим Чеховым и Ибсеном (3%), обогнав Лессинга, Уайльда, Беккета и Сартра (2%), но намного уступив Брехту (7 %) и Дюрренматту (6 %).

Безусловным фаворитом оказался Шекспир – 37 %. В затылок ему дышат неразлучные друзья Гёте и Шиллер (17 и 13 % соответственно). Однако догнать его, скорее всего, уже не смогут.

Похоже, на пристрастия публики оказали свое действие другие из упоминавшихся выше 5 критериев. Кроме «гениальности» и «мировой известности», свою роль сыграли такие факторы, как «актуальность» (т.е. значение творчества в наши дни), «мужество» (кто рискнул стать новатором), «релевантность» или «степень воздействия», включая переложение сценической постановки на язык кинематографа.

Литературная драма как средство общественной самоидентификации относится исключительно к традиции европейской самобытности. Прототипом современного европейского государства были древнегреческие города-полисы, в которых театру была отведена особая роль. Поэтому из лонг-листа, содержащего 50 имен, до «короткого списка» не добрались такие именитые заокеанские драматурги, как Теннеси Уильямс и Юджин О'Нилл.

Более того, судя по отбору авторов, наибольшее количество проголосовавших проживает на территории самого большого европейского государства. В проекте «Наследие Европы: великие драматурги» из 16 авторов – 7 творили на немецком. Французов первоначально насчитывалось семеро, а немцев 15.

Среди голосовавших, скорее всего, преобладали зрительницы. Наверняка по этой причине из числа современных драматургов исчезли Вацлав Гавел и Бото Штраусс. Впрочем, исчезла также и Сара Кейн. Казалось бы, чего тут гадать: Шекспир, он и в Африке Шекспир! Тем более уж в Европе. Однако результаты предыдущих похожих голосований в некоторых странах прямо таки удивляют. При выборе самого знаменитого британца, Уинстон Черчилль едва-едва и то перед самым финишем чуть обогнал никому не известного (за пределами Альбиона) строителя мостов. Французские телезрители отдали предпочтение давно забытому комику Колюшу (например, фильм «Банзай», 1983), а не Наполеону , Ришельё или Жанне д'Арк .

Интересно, а как бы происходило подобное голосование в России? Ожидали бы и нас сюрпризы?!

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить