"Белая гвардия" лондонского Национального театра

Булгаков по-английски: три премии Оливье

Три премии имени знаменитого британского актера Лоуренса Оливье получил спектакль "Белая гвардия" по роману Михаила Булгакова в постановке лондонского Национального театра (Royal National Theatre). Режиссер спектакля Ховард Дэвис выиграл бронзовую статуэтку в номинации "лучший режиссер", кроме того, спектакль получил награды за декорации и лучший свет сценографа Банни Кристи.

Награды Лоуренса Оливье вручаются в Великобритании не так уж давно, с 1976 года. Они названы в честь актера, прославившегося исполнением шекспировских ролей. В память об этом победители получают бронзовые статуэтки, изображающие Оливье в роли короля Генриха V. Одноименная трагедия Шекспира была поставлена в прославленном лондонским театре, который англичане по-свойски называют Old Vic, хотя когда-то — лет сто назад — его назвали Royal Victoria Hall. Хотя, возможно, с этим театром произошла та же история, что с московским "Ленкомом".

Британская версия "Белой гвардии" была показана зрителям летом прошлого года. Британские и другие англоязычные театралы любят Михаила Булгакова: постановка "Белой гвардии" за полгода добралась до самой Австралии.

Автор инсценировки Эндрю Аптон не искал легких путей. Ведь есть же пьеса самого Булгакова "Дни Турбинных", которую Михаил Афанасьевич написал на основе романа, но англичане решили, что ранний текст Булгакова будет лучше того, что в свое время смотрел Сталин.

Образованные британцы знают эту странную историю. Да, Иосиф Виссарионович любил хаживать во МХАТ на спектакль "Дни Трубиных" — был на нем раз пятнадцать. Принято считать, что Сталин на каждом спектакле вновь и вновь переживал радость победы революции над старым миром, разрушенным до основания…

Некоторые же утверждают, что тирана интересовал в булгаковском сюжете феномен предательства. Но у автора этих строк есть собственное объяснение пристрастия Сталина. Ему нравилась та, дореволюционная, жизнь. Те люди, которые не подали бы ему руки, если бы он так и остался простым абреком. Легко представить, как когда-то грузинский мальчик из бедной семьи заглядывал в Тифлисе в окна приличных домов, и точно так же, став генеральным секретарем, он ходил смотреть на ту, им самим уничтоженную, прекрасную жизнь.

Читайте также: Персонажи ищут автора в театре Гешер

Фото: AP

Пожалуй, большинству зрителей сюжет известен по фильму Владимира Басова 1976 года. Киев, зима с 1918 на 1919 год. Гражданская война, гетман Петлюра и большевики — наступают, а белые, белые — это и есть Турбины. Им приходится делать непростой выбор. Полковник АлексейТурбин, его брат Николай и сестра Елена — остаются. Муж Елены, Владимир Тальберг, бежит из города с отступающими немцами. Семья и их друзья собираются отметить Новый год. В гости к ним приезжает дальний родственник, нелепый Ларион, или Лариосик.

У Басова, характерного гротескового актера, в режиссерских работах гротеска не было. Он снимал историю о прекрасном золотом веке. Или просто о нормальных людях, которые любят Родину, друг друга, не хотят крови. Глядя на героев его фильма, невольно думалось, что с этими чудесными людьми — не может, не должно случиться ничего плохого. К сожалению это не так, с хорошими людьми тоже случаются разные неприятности… В общем-то, у Булгакова рассказ именно об этом, и название его пьесы должно было бы звучать как "Последние дни Турбинных".

Вот этот мотив обреченности, мне кажется, больше всего интересовал режиссера Дэвиса. Он человек уже немолодой, ставил много и успешно: 12 лет назад в "Ледяной комете" Юджина О'Нила, в главной роли у него был занят Кевин Спейси. Спектакль шел с аншлагами на Бродвее. Он ставил "Мою прекрасную леди" с Ричардом Чемберленом, "Кошку на раскаленной крыше" по Тенесси Уильямсу, "Опасные связи", с Аланом Рикманом и Линдсей Дункан. Был много раз номинирован на престижную американскую театральную премию "Тони" Tony Award, премию Drama Desk Awards, а также премию Лоуренса Оливье, которую, наконец, получил…

Автор этих строк задался вопросом: если британские драматурги получают престижные награды за мостановки русских классиков - то какие же призы получают наши театр, особенно за границей? Вот что удалось выяснить. В последнее время особых театральных призов россияне не получали. Молодежный театр удостоился одной семь лет назад, однако новостью это, согласитесь, навзать сложно. " Вообще, театральный мир довольно узок. Исключение, быть может, составляют Америка с Англией и страны Британского содружества, португало- и испаноязычные страны, где режиссеры, актеры, а иногда целые труппы - ездят туда-сюда, получают премии, но чаще - просто аплодисменты и гонорары...

Российские театры тоже участвуют в международных театральных фестивалях, коих проводятся довольно много, в каждой стране, а в театральных странах - по нескольку. Но самые известные наши театры редко подобные фестивали посещают. Чаще ездят на провинциальные. Кроме того, международных фестивалей у нас в России возможно проводится больше всего в мире, десятки. А недавно в Санкт-Петербурге учреждена новая премия имени Кирилла Лаврова. Ее будут получать самые выдающиеся русские театры, работающие за границей.

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Автор Юрий Енцов
Юрий Енцов — журналист, внештатный автор Правды.Ру *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить