Автор Юрий Енцов

Персонажи ищут автора в театре Гешер

На фестивале "Золотая маска" среди прочих показывают спектакль из Израиля по пьесе итальянского писателя, Нобелевского лауреата Луиджи Пиранделло "Шесть персонажей в поисках автора". Театр "Гешер" из Тель-Авива играет в Москве спектакль на иврите, хотя театр этот двуязычный. 

"Гешер", пожалуй, самый известный в России израильский театр. Он создан в 1991 году выходцами из России и отмечает в этом году 20-летие. В переводе "гешер" означает "мост". Название многозначительное: в 90-е оно подразумевало и переправу "отсюда — туда" и символизировало взаимопонимание (вспомнить хотя бы русское выражение "налаживать мосты"). Поставил "Шесть персонажей…" создатель и бессменный художественный руководитель театра, режиссер Евгений Арье — москвич, учившийся в Ленинграде у Товстоногова.

Пожалуй, главное, что нужно сказать про творчество Пиранделло, — что это невероятно смешно. Наверняка многие видели короткометражный фильм "Кувшин", снятый в 1971 году режиссером Ираклием Квирикадзе. Это была одна их нескольких грузинских кинокомедий, встряхнувших СССР эпохи застоя, рассеявших сонное оцепенение. Так вот, эта лента про грузинских виноделов была снята по рассказу Пиранделло.

Средиземноморская культура и типажи оказались настолько похожи, что сюжет из Сицилии начала ХХ века легко перенесся в Грузию на 70 лет вперед, никто ничего и не заметил.

"Ах, господин директор! — говорит в пьесе один из персонажей, ищущих автора. — Вы же знаете не хуже меня, что жизнь полна таких несуразностей, которые вовсе не нуждаются в правдоподобии. А знаете, почему, господин директор? Потому что эти несуразности — и есть правда!"

Пиранделло родился в 1867 году. Отец его был владельцем серного рудника в бедной, если не сказать нищей Сицилии того времени. Будущий драматург закончил гимназию в Палермо, потом учился в Римском и Боннском университетах. Его менее счастливые ровесники батрачили на полях либо уезжали в Америку в поисках лучшей жизни… Как раз после этого в Америке получило распространение итальянское словечко "мафия".

Литературную деятельность Пиранделло начал еще в 1889 году, будучи студентом. В 1891 году защитил диссертацию по романской филологии. Это был разносторонний человек. В 1925–1928 годах он возглавлял римский Художественный театр, где ставил как режиссер собственные пьесы и произведения современных итальянских и зарубежных авторов.

Читайте также: Любимый, знаменитый, востребованный

Фото: AP

Написал он за свою жизнь не так уж много. Это стихи, рассказы и пьесы, несколько романов, включая автобиографический роман "Старые и молодые" (1909). А в 1934 году получил Нобелевскую премию по литературе "за творческую смелость и изобретательность в возрождении драматургического и сценического искусства".

В драме "Шесть персонажей в поисках автора" (по-итальянски — Sei personaggi in cerca d'autore), написанной в 1921 году, речь идет о социальных масках, которые общество навязывает людям. В самой постанове маски используются в буквальном смысле слова, как это делали еще в античном театре. Пьеса была впервые сыграна в театре "Балле", в Риме.

В постановке театра "Гешер" "Шесть персонажей" идут в литературной обработке молодого израильского драматурга Рои Хена, который стал в последнее время гордостью русскоязычной диаспоры Израиля. Сам Рои не имел первоначально никакого отношения к России и русскому языку. Он из африканских евреев. (Для тех, кто не в курсе, сообщаю: евреи, кроме "русских", бывают еще и европейские, кавказские, азиатские и разные прочие.) Юноша увлекся произведениями русских классиков и решил изучить русский язык.

После этого он стал переводить русскую литературу на иврит, и делал это так блестяще и виртуозно, что, на мой взгляд, вполне заслужил орден за заслуги перед Россией.

По его словам, он был очарован персонажами, обретшими плоть и кровь по воле автора. Возникнув в воображении творца, они начинают жить, отстаивая право на существование. Это фантазеры и лгуны, которые обманывают и обманываются. Их ложь — святая, в пределах сцены, где своя мораль. Поэтому, как некоторые утверждают, актеров в старину в церковь не пускали. Впрочем, возможно, это все выдумки.

Несомненно, в данном случае речь идет об авторе с большой буквы. О Художнике и его творении. Посыл не лишний в нынешней России, где авторство сейчас не на первом плане и творец по большей части существо униженное и второсортное. Все кому не лень хотят его поправить, отредактировать, улучшить. И считают, что имеют на это право. Не в этом ли причина многих наших бед?

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
Яков Кедми: Почему русские скрывают свою историю
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
Посол Польши на Украине: Россия — наш общий враг
Посол Польши на Украине: Россия — наш общий враг
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
Мельница мифов: медицинские заблуждения
На первых ролях: что вынудило Меркель признать силу России
Комбриг ВСУ приказал убить своего зама — вовремя не поздравил
Максим Шевченко: "Они предпримут все попытки сорвать ЧМ-2018"
Намек президента: кому и о чем напомнил Путин в Хмеймиме
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
МИД России озвучило позицию по Иерусалиму
Пиратский захват: Луна не станет новым штатом США
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
На первых ролях: что вынудило Меркель признать силу России
На первых ролях: что вынудило Меркель признать силу России
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
На первых ролях: что вынудило Меркель признать силу России
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
Назад в будущее: Россия обставит США на базах
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны

Русская эскадра - не просто набор слов. Это историческое название последнего соединения кораблей и судов Императорского флота России. Именно она эвакуировала из Крыма армию генерала Врангеля и гражданское население. Беженцев приняла Франция, предоставив эскадре стоянку в Тунисе, в городе Бизерта. Судьбы большинства беженцев поистине трагичны…

Последнее пристанище Русской эскадры