Автор bucker

Скандальный драматург Михаил Волохов о матерщине

Михаил Волохов - друг Эжена Ионеско, всемирноизвестный русский драматург, основатель философской теории «Театр Кайроса по Сути». Автор скандально-пророческих пьес: «Игра в жмурики», «Вышка Чикатило», «Лесбияночки шума цунами», «И в Париж» и других. Философская энергетика этих пьес такова, что фильмы-спектакли, вышедшие на DVD, смотрятся как большое авангардное кино.

Мат - это очень сильное образное русское слово. Что такое мат? С одной стороны, тупик, с другой - победа. Объективная реальность - основание всего - опора, в которой ничего изменить невозможно. И по отношению к мату - мат уже не мат. И есть выражение: «Ругает на чём Свет стоит».

Мат - это очень серьёзная вещь. О серьёзности его говорит тот критический момент, в котором он употребляется. Мат конечно и вульгаризируется, как и оскорбление, но это идёт от непонимания мата как принципа. Мат очень скуп на выражения, но это возвышенное, ёмкое понятие, несущее в себе математические критерии - выругаться трёх-, семиэтажным матом. В мате лежит понятие слова атом, мета, смерть, метафизика. Он очень конкретен, и человек испытывает некоторую неловкость, испытывает колоссальное напряжение, когда попадает в такую чёткую решётку. Человеку кажется, что его ставят матом в заключение чего-то.

Мат - это всегда мера ответственности, очень большая, в том числе и моральная - что мы подразумеваем - поэтому мат всегда должен быть к месту. И в принципе мат лежит как бы в области молчания - этого сакрального действия - его можно и не озвучивать, но всем своим видом обругать.

За что обругать? За безвыходное положение, до которого человек сам себя довёл в силу своей необразованности. И мат даёт подсказку - чего тебе не хватает. Если тебе говорят: «Пошёл на х…» - значит тебе не хватает творческого начала и тебе надо оплодотвориться. Или: «Пошел в пи…» - у тебя нет женского начала, и тебе надо просто уметь перевоплощаться. И мат всегда нравоучителен - он подсказка выхода из лжи.

Мы «лжём» всегда, но оправдываем эту ложь в хорошем смысле и превращаем в правду, как ни странно, через мат. Мат - это последняя экстремальная подсказка: как выйти из положения лжи и лажи, которые всегда имеют конкретный временной смысл, оторванный от Единицы Бытия. В шахматах мат реализован в физике, а язык не знает тупиковых положений - это неконкретизированная шахматная игра или стол, это поле зрения, это вся вселенная, где всегда есть выход из положения - в этом Суть.

Из любого положения есть выход. А мы, люди, всегда озабочены, как войти, но не думаем, как выйти. Греха не существует. Есть лишь тщеславие рассудка. Мат - это ключ, выход из положения, рождения образа, сопряженного с Вечностью. И если мы эмоционально переживаем эту тупиковую ситуацию - то мы Образом Эмоций выходим из этого положения. Мы же истолковываем - толк вносим. Мат - это сублимация высших человеческих качеств, которые он накопил за века - это экстремальная позиция, которая не является глухой, а несёт в себе подсказку. И мат надо уметь слушать. А всё остальное - ложь, галдёжь и провокация.

«Ах, ты, ё… твою мать - ты памяти не имеешь - ты трахнул свою мать.» Некоторым недалёким психологам, педагогам и литераторам чудится здесь тень инцеста, Эдипова комплекса, который изобрёл злосчастный философ Фрейд , вечно озабоченный патологией. Но при чём здесь инцест? Каким образом человек может вступить в физические отношения с матерью? Только если он в полном беспамятстве и не помнит, кто его мать. В этом и состоит вся ложность психологии сегодняшнего дня, патологически ушедшей в патологию.

Ни в одном языке, кроме русского, нет такого ругательства - возвращения в память. А значит, в этом смысле русский мат уже не патологичен. Русский человек идёт - пусть бессознательно - к осмыслению себя. И тот факт, что в России часто произносят: «Ах, ты, ёб твою мать,» - явный признак того, что нация идёт в авангарде человечества в смысле самоочищения, покаяния и постоянного напоминания о матери, той матери, которая роднит всех друг с другом. Не зря говорят: «Любите Родину, Вашу мать!» В этом Россия впереди планеты всей.

Мат сразу засталбливает тему, но и сразу даёт выход из положения - он животворящий. И это свойство только русского мата, потому что он генетически обоснован языком: это основание Правды Жизни самого языка. Чистой воды родник, но в то же время и ключ. Философы до сих пор близко не касались этой краеугольной темы - потому что они не понимают основания. Можно, конечно, и велеречиво о мате говорить - о каких-то вульгарностях простонародных - что не

Фанат
Фанат "Лесбияночек шума цунами" - актер Александр Збруев
раскрывает его сути.

Мат - это проявление высшего момента Бытия. К мату у нас сложилось отношение совершенно ложное. Все ругаются, но одновременно все боятся - позор. Да, позор - мат обнаруживает этот позор. Не сам мат позорен, а то, что он обнаруживает,- несостоятельность человека. И говорить матом - это та ситуация, когда событие наиболее точно называется своими словами, поэтому он нелицеприятен, режет всегда глаза и слух - это самая обнажённая форма человеческого общения.

Но мат должен быть очень ответственно метким. Мату надо учиться - его надо понимать и соотносить с самыми высокими проявлениями человеческого Духа. Чем больше мы его будем слушать, и чем он будет точнее и метче - тем быстрее мы будем избавляться от своих ошибок. Если же ты бессмысленно матом прошёл - то ты сам себя и обругал. Но если ты со смыслом прошёл - «голый яйцами треща» - то ты уже указал на недостаток в обществе и дал подсказку, чего нам не хватает. Мат - это театрализованное действие в первую очередь.

И обнажённого стыд бережёт. И если есть стыд и понятие это - то никакой мат не пристанет. Мат именно пристаёт к тому, кто имеет грешок. У нас распространена вульгаризированная точка зрения на мат, когда мат интерпретируется без всякого смысла, без всякого образного приложения к тому или иному факту. Поэтому мат не достигает своей цели - он становится бессмысленным.

Поэтому в осмысленном, Театре-Храме процесс Человеческого Очищения достигается творческим планом мата - его сакральным смыслом. Но, к сожалению - отмахнуться - это наше повсеместно царящее вульгарное понимание мата. Это значит, человек стал глухим, немым, махнул рукой и ушёл от проблемы. А проблемы не переживают - их изживают. И в этом лежит позитивная сущность мата - чтобы проблемы изжить.

Мат стремится к самоуничтожению через это - он привык к самопожертвованию. Через мат решив ситуацию, мат можно будет потом изъять. Язык искренен - нет ничего на свете искреннее языка. Надо доверять такому языку. И самому быть очень искренним, как язык.

И - тем более в искусстве мат имеет значение лишь в контексте высшего смысла литературного произведения. Мат не как самоцель, а как предлагаемые объективные обстоятельства - Правда Жизни - из которой и благодаря которой ищется праведный выход, где единственное оружие борьбы, конечно, слова, слова, слова... и разные, но которые должны сойтись в Едином Мудром Праведном Слове от Истины. Во время моих спектаклей люди буквально «рыдают от смеха» благодаря тому, что именно меткий, образный мат помог им постигнуть какие-то самые глубинные истины.

Театр является малым собором, где люди собираются для того, чтобы лицезреть - зреть Истину и созревать как Плод для того, чтобы достигнуть этой Истины и самим быть зрелыми, а в зрелости существуют Знания.

Театр - это Творчество и Знание. Суть же и задача любого творчества и знания - преодоление смерти. «Смертью смерть поправ». И это возможно в случае, если у нас есть Дар Создать в Театре-Храме образ Сакральной Смерти. Не случайно Рильке говорил: «Мы все умираем не своей смертью». Мы не властвуем над собой. Не знаем информационного пространства в абсолютно полном его объёме. Не знаем культуры Вечности. Его тайно явного Образа. Мы уходим, демонтируемся - теми или иными жизненными обстоятельствами и в подавляющем большинстве случаев в Театре, где нам предназначено Служить именно во Имя Вечности - мы почти всегда бездарно остаёмся на уровне бытового мелкотравчатого злорадства. Но нам же предназначена другая Смерть - Смерть в Вечности - что есть Высшая Истинная Жизнь.

Есть один единый Образ - Образ Вечности - образ неподвижной Маски Смерти - Маски Вечности. Она раздаёт истинные личины и обличия - обличая через личину. И все личины и обличия в Театре-Храме должны исходить только из этой Маски Вечности. И только в таком Истинном Театре возможно все театральные лицедейские личины узнавать не в своём захудалом житейском смысле - но уже по отношению к Маске Вечности, являющейся Мерой всех временных личин. Ибо только она обналичивает жизнь. А иначе всё превращается во временной момент - погалдели и разошлись.

И основа театра - пьеса. И настоящий поэт Театра должен расписать действие в пьесе с всплесками девятых валов с акцентами на вечность. И сама уже Пьеса - должна выступать как девятый вал, суммируя эти валы Идеей идей. Тогда Пьеса - жива и действенна.

Михаил Волохов

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
России грозят новые финансовые санкции
Начнет ли Запад массовые аресты российских бизнесменов
Литва лишится белорусского транзита в пользу России из-за "говорливых" политиков
Запад перейдет с алкоголя на синтетику, чтобы не испытывать похмелья
Начнет ли Запад массовые аресты российских бизнесменов
Запад перейдет с алкоголя на синтетику, чтобы не испытывать похмелья
Киев растерян: черноморские страны игнорируют мнение Украины по мосту в Крым
Социологи: ненавидящие Украину россияне предпочитают all inclusive
Липовый герой: зачем Литве останки вампира
Ученые рассказали о вреде салата оливье
Запад: Путину удалось возродить Россию, ее не сломать
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Евгений Федоров: США раскупили всю Россию и пишут нам законы
Евгений Федоров: США раскупили всю Россию и пишут нам законы
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
"Джон умирает?": в США госпитализирован онкобольной сенатор Маккейн
Евгений Федоров: США раскупили всю Россию и пишут нам законы
Евгений Федоров: США раскупили всю Россию и пишут нам законы
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Запад: Путину удалось возродить Россию, ее не сломать

Русская эскадра - не просто набор слов. Это историческое название последнего соединения кораблей и судов Императорского флота России. Именно она эвакуировала из Крыма армию генерала Врангеля и гражданское население. Беженцев приняла Франция, предоставив эскадре стоянку в Тунисе, в городе Бизерта. Судьбы большинства беженцев поистине трагичны…

Последнее пристанище Русской эскадры