Вспоминая Олега Ефремова

1 октября исполнилось 79 лет со дня рождения великого актера и великого человека Олега Николаевича Ефремова. Про таких людей говорят: человек-эпоха. Сейчас личностей подобного масштаба нет.

Олег Ефремов жил и творил во времена «развитого социализма». Возможно, когда у нас в стране наступит эпоха «развитой демократии», тогда и появятся деятели искусства масштаба Олега Ефремова. Хотя, вряд ли. Сытость и высокое искусство – вещи не совместимые.

 Олег Ефремов - ярчайший представитель мхатовской театральной школы, заложенной великим Станиславским, которого Ефремов называл своим духовным учителем. Еще во время учебы в Школе-студии МХАТ Ефремов, испытывая почти религиозное чувство к учению Станиславского, вместе с несколькими сокурсниками принес клятву верности своему кумиру, романтически скрепив ее собственной кровью.

 Эта театральная школа Московского художественного театра определила сценическую эстетику всего мирового театра 20 столетия. 20 век – это плеяда блистательных имен подвижников русского театрального искусства. Гении сцены – Станиславский, Михаил Чехов, Вахтангов, Мейерхольд, Гиацинтова, Андровская, Жаров, Яншин, всех не перечесть – на века прославили русский драматический театр. И среди такого ослепительного созвездия мастеров русской сцены Олег Ефремов остается звездой первой величины. Он и актер, и режиссер, и реформатор театральной традиции.

 В 1949 году Олег Ефремов  окончил школу-студию МХАТ и поступил в Центральный детский театр, в котором проработал до 1956 года. В то время здесь работали замечательные режиссеры Мария Кнебель и Анатолий Эфрос, драматург Виктор Розов.Здесь Ефремов с блеском сыграл роль Ивана- дурака в сказке Ершова "Конек-горбунок".

 В 1956 году Олег Ефремов с командой единомышленников создает легендарный театр «Современник». Это событие стало культурной революцией в театральном мире середины прошлого века. Блистательная, дерзкая молодежь – Галина Волчек (настоящий художественный руководитель «Современника» ), Алина Покровская, Евгений Евстигнеев, Олег Табаков, Игорь Кваша, Михаил Казаков, бросили вызов отвердевающей в классических формах академической театральной традиции того времени. Успех был оглушительный. Зрители стояли в очереди за билетами в театр.

Начиная с 1960 года имя Олега Ефремова утвердилось в ряду корифеев театральной режиссуры наряду с именами Георгия Товстоногова, Анатолия Эфроса и Юрия Любимова, которые определили лицо русского театра второй половины 20 века.

 Осенью 1970 года, в возрасте 42 лет, Ефремов принимает руководство над Московским Художественным Академическим Театром – официальным театром бывшего Советского Союза. 30 лет Олег Николаевич возглавлял этот храм искусств, пытаясь растормошить закосневшее в спячке академизма театральное братство.

На сцене МХАТа Олегом Ефремовым были поставлены пьесы А.Володина «Дульсинея Тобосская», М.Рощина "Валентин и Валентина".В пьесе Л.Зорина «Медная бабушка» Ефремов с обескураживающей сдержанностью сыграл Александра Сергеевича Пушкина. Анатолий Эфрос писал: «Олег прекрасен в этой роли». Пожизненным кумиром для Ефремова был А.П.Чехов, к пьесам которого режиссер обращался на протяжении последних тридцати лет своего творческого пути.

 Роли Олега Ефремова в кино вросли в национальное сознание миллионов зрителей. Танкист Иванов в «Живых и мертвых» (1964 ), который произносит знаменитую фразу: «На моей фамилии вся Россия держится». Следователь Подберезовиков в «Берегись автомобиля» (1967), Доктор Айболит в «Айболит-66» ( 1967 ), шофер такси Саша в «Три тополя на Плющихе» (1968), художник-самородок Федор в «Гори, гори моя звезда» ( 1970 ).

Свет, обаяние, живое чувство времени, которое он тонко и мастерски передавал через магию своей личности, пребудут в искусстве кино и памяти зрителей, пока существует сам кинематограф, и у него есть добрые зрители.

Виктор Григорьев

Автор Андрей Соколов
Андрей Соколов — журналист, редактор, ответственный секретарь
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить