Балет: Надежда нашей неоклассики

Вечер современного балета, представленный на фестивале "Тель-Авив-данс" в зале Сюзан Далаль в Тель-Авиве, оказался сплошным удивлением и открытием. Свои хореографические работы показали Асаф Бен-Шитрит (США) и Ясмин Ависар (Австрия). В концерте также приняли участие танцовщики "Иерусалимского балета", худруком которого является Надя Тимофеева.

Стихия балета — космическая пыль, принесенная на кончиках атласных пуант. Цветы жасмина и бабочки над лугом. Звезды и полет кометы. Легчайшее дуновение, свечение, парение, которое производится телом, утомленным и вылепленным долгими годами труда и самоограничения. Пачка балерины — как туманность Андромеды. Как белая страна легких, свободных, но эфемерных облаков.

Балет — искусство cдержанное и тонкое. Здесь не "губами", а "устами". Так же и Пушкин чувствовал, хотя и посмеивался, когда писал не про ногу в балете — про "ножку".

Балет в своей классической форме, уже ускользающей, возвышенной, вознесенной до музея, до идеала, к которому бесполезно, бессмысленно стремиться, ушел. Ему можно подражать — развивать его не получится. И тут выявилась легкая сестричка великого, беспримерного балета. Девочка — неоклассика.

Считается, что первое явление неоклассики — балет великого собирателя драгоценностей танца Баланчина "Аполлон Мусагет". А за Баланчиным пришли другие уникальные мэтры. И цепочка юного сияния продолжилась. Словно отражаясь в спокойном гармоничном зеркале великой балетной классики, создатели неоклассического стиля смело экспериментируют, вырабатывают свой виртуозный почерк, как будто незримой нитью соединяют прошлое и будущее.

Балерина, хореограф и педагог Надя Тимофеева самой судьбой, историей семьи была предназначена для служения искусству. Дочь одной из наиболее блистательных, титулованных и любимых зрителями балерин московской плеяды, королевы русского балета Нины Тимофеевой, — она родилась как принцесса Аврора в балетном королевстве. Самые знаменитые, самые легендарные балетные феи склонялись к ее колыбели. Галина Уланова благословила первые балетные шаги Нади.

Решение переехать из одной из главных балетных столиц мира — Москвы в жаркий и нетанцующий Израиль изменило жизнь, климат, архитектурный фон, но сохранило главное: без балета ни Нина Владимировна, ни Надя своей жизни не мыслили.

Взаимоотношения с Академией музыки и танца имени Рубина в Иерусалиме сложились довольно драматично, и коллектив, состоявший из двух балерин — мамы и дочери — открыл на карте Израиля новую балетную точку: древний и упрямый город Иерусалим получил новый балетный коллектив и балетную студию. По каким только шипам не приходилось идти к высотам танца этим двум стойким и героическим женщинам.

Долгие часы преподавания, работы в классе мягко перетекали в ночные часы создания костюмов и декораций. Напряжение труда не ослабевало ни на день, ни на час. Концертные программы и балетные спектакли. Десятки юных танцовщиков, которые приобщились к требовательному совершенству классического балета.

Странно, но я даже представить себе не могу Надю Тимофееву на пляже или примеряющей новое пальто в модном магазине. Она всегда занята балетом. Нетто. Танцевать и учить танцу — вот ее жизненное кредо. Ее ученики, выпорхнувшие из учебной студии в Иерусалиме, уже сами идут по шипам и розам, получают аплодисменты, работают в разных странах мира.

Ни один реалист не верил в то, что балет в Иерусалиме возможен. Так сложилось, что этот город трех религий, священный для любого живущего на земле город, упорно не желает признать религию искусства. И все-таки "Иерусалимский балет" Нади Тимофеевой существует, развивается, идет вперед.

Вечер современного балета, представленный на фестивале "Тель-Авив-данс" в зале Сюзан Далаль в Тель-Авиве оказался сплошным удивлением и открытием. Свои хореографические работы показали Асаф Бен-Шитрит (США) и Ясмин Ависар (Австрия). Оба эти танцовщика — воспитанники Нины Тимофеевой. Они начинали свой творческий путь в студии, в успех которой тогда мало кто верил.

В новом спектакле также были показаны новые творческие опыты художественного руководителя ансамбля "Иерусалимский балет" Нади Тимофеевой и молодого израильского хореографа Одеда Ронена. В концерте приняли участие танцовщики "Иерусалимского балета" и приглашенные солисты.

Археоптерикс — это древняя птица. Никто на самом деле достоверно не знает, как она выглядела и как жила. Была ли она наделена сказочными умениями, что создавала, к чему стремилась. Все, что мы о ней знаем, это догадки и мифы.

Живущая сегодня в Вене израильтянка Ясмин Ависар показала маленькую хореографическую повесть, посвященную птице археоптериксу. Она так и называется — "Археоптерикс". Танцовщица и хореограф в одном лице, Ясмин демонстрирует очень качественную классическую базу танца, вышивая по ней письмена остросовременного языка. Ее тело то существует в очень красивых кантиленных позах, то словно взрывается драматичными конструкциями. Она ищет равновесие, и сама же ускользает от него в неведомую сторону. Интересно слушается музыка композитора Оливера Петера Грабера.

Композиция "Дом", поставленная хореографом Асафом Бен-Шитритом, была вызвана к жизни музыкой Генри Перселла и компьютерными экспериментами самого Асафа Бен-Шитрита. В этой композиции участвуют четыре солиста: Ади Ханан, Фани Любин, Анаэль Затейкин, Ави Лернер. Три женщины и мужчина.

История, которую рассказывают нам на сцене — это история взаимоотношений мужчины и женщины; и роль этой женщины исполняют сразу три танцовщицы. Они сплетены, соединены между собой; они живут в доме, в котором скрипят двери. Этот дом — их собственная душа, их внутренний мир. Мужчина наблюдает. Поддерживает. Возносит. Он непроницаем. Она рвется к нему. И падает. Какое-то неодолимое препятствие все время существует между женщиной и мужчиной. Они тянутся друг к другу — и никак не могут соединиться.

Противостояние — вот суть "дома". Хореограф нашел очень интересные выразительные средства, чтобы показать этот вечный поединок. Эту борьбу противоположных начал, высокий накал чувств и драму неразрешимого конфликта.

Композиция "Радуга гравитации" ("Rainbow Gravity") придумана хореографом Одедом Роненом на музыку Феликса Мендельсона, Лучано Берио и Арво Пярта. В этой миниатюре заняты Лола Ирго, Таль Бенари, Лигаль Меламед и Джоэль Брей. Это красиво сконструированная, соединенная с забавным видеорядом танцевальная притча про рассвет и уход. Про удивительную жизнь, в которой движутся и действуют не люди, а неведомые существа, то ли бабочки, то ли рептилии, то ли какие-то организмы, о которых мы пока ничего не знаем.

Все участники этой пластической истории проходят долгую дорогу — от появления из плотных коконов до интересных и запутанных взаимоотношений. А потом снова возвращаются в никуда. В небытие.

Публике было интересно следить за тем, как балетмейстер изобретает парадигмы своего собственного языка, как старые движения классического балета светло и демократично преображаются в совершенно новый, свежий изобразительный ряд. Несмотря на некоторую повторяемость высказываний, на длинноты, которые мешают яркости восприятия, мы увидели нечто необыкновенное и интересное.

Симфония Петра Чайковского "Манфред", написанная композитором под впечатлением одноименной поэмы Джорджа Гордона Байрона, вдохновила Надю Тимофееву на создание одноактного балета. И это творческое высказывание стало самым большим открытием фестивального вечера.

Надя Тимофеева вместе с Инной Полонской придумали очень стильные и выразительные костюмы. Великая музыка Чайковского, способная всколыхнуть даже самую черствую душу, пролилась в зал живительной волной. Постановщику удалось раскрыть эмоциональные движения этой музыки, воплотить на сцене живую и горячую историю любви, которая не боится смерти. Она словно бы говорит нам: "Пока жив хотя бы один из любящих — ничего не окончено!"

Язык неоклассического балета не требует приземленной конкретизации всех образов и состояний. Мы воспринимаем эмоциональную силу, увлеченно следим за тем, как движение рождает живое чувство. Наде Тимофеевой удалось найти такие краски и такие танцевальные приемы, что лирическая сцена Манфреда и Астарты заворожила и потрясла.

Для Нади Тимофеевой это не первая работа, связанная со знаменитым литературным источником. Она уже ставила балет по мотивам "Божественной комедии" Данте на музыку Чайковского.

Иерусалимцы уже станцевали "Макбета" — и это было трагично и просветленно…

"Манфред" Нади Тимофеевой воспринимается как гимн любви, как яркое свежее высказывание интересного думающего художника, как еще один серьезный шаг "Иерусалимского балета" на пути к художественной зрелости.

В спектакле прекрасно выступили Михаэль Шнайдер (Манфред), Лола Ирого (Астарта), Ави Лернер, Ади Ханан, Алон Штойер и солистка балета Нес-Ционы Мария Селектор. Зал аплодировал долго и благодарно. Мне показалось, что светлая тень великой Нины Тимофеевой витала где-то над залом и, улыбаясь, кивала всем участникам вечера.

Также по теме:

Рассказки про оперные чудеса

Витебские витражи: "Евровидение" отдыхает

 

Встройте "Правду.Ру" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Добавьте "Правду.Ру" в свои источники в Яндекс.Новости

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках, Google+...


Илзе Лиепа: Балет – гармония мира человека
Комментарии
Белорусы объявили "палачом" Александра Суворова
Украина потребовала от Трампа покаяться за встречу с Путиным
Меланью Трамп перемкнуло от рукопожатия Путина
Меланью Трамп перемкнуло от рукопожатия Путина
Трамп объяснил, почему не считает Россию даже соперником
Сербия опять не признала Косово. И даже больше
Украина потребовала от Трампа покаяться за встречу с Путиным
"Северному потоку-2" дышит в спину западный конкурент
Россия вывела деньги из госдолга США для золотого удара
Украинец - это партийная принадлежность
Украина потребовала от Трампа покаяться за встречу с Путиным
"Северному потоку-2" дышит в спину западный конкурент
Меланью Трамп перемкнуло от рукопожатия Путина
Сербия опять не признала Косово. И даже больше
Меланью Трамп перемкнуло от рукопожатия Путина
Меланью Трамп перемкнуло от рукопожатия Путина
Меланью Трамп перемкнуло от рукопожатия Путина
Меланью Трамп перемкнуло от рукопожатия Путина
Украинцы боятся выходить из дома и готовятся к бойне
Трамп: Крым - русский, а Янукович - пешка в большой игре
России опять пообещали отмену санкций. Когда это закончится?