Николай Цискаридзе: Терпеть не могу, когда девушки вешаются на шею

Его называют уникальным танцовщиком с очень сложным характером. Но сам Николай Цискаридзе уверен, что с мягким характером в искусстве ничего не добьешься, особенно в таком террариуме единомышленников, как Большой театр.

- Николай, с одной стороны, вы - ведущий танцор Большого театра , исполняющий главные партии почти всего балетного репертуара. Но, с другой стороны, кажется, что вы не очень любите этот храм искусств?

- Я свой театр очень люблю, это мой дом. Это счастье, что судьба позволила выходить на сцену Большого театра. Когда я возвращаюсь после отпуска или с гастролей – готов летать. Но мне не нравится то, что происходит в его стенах - эти закулисные игры.

Знаете, если после спектакля все в один голос начинают утверждать, что сегодня я танцевал блестяще, и поздравляют, меня это настораживает больше, чем откровенная критика. Значит, спектакль прошел не очень-то удачно. Особенно трудно стало дышать, когда мне дали «народного»…

- Причина тому - зависть?

- Судя по последним интервью моих коллег, да. Я понимаю, что успех порождает ревность, но не до такой же степени! Очень сложно работать, когда вокруг плетутся интриги, когда в глаза высказываются нелицеприятные вещи. Зачем усложнять жизнь другим и себе? Не мудрее ли принять как данность тот факт, что на сегодняшний день Цискаридзе лучший. И дело не в звании.

Дело в том, как я танцую, в природных способностях. И я говорю сейчас как человек, прекрасно разбирающийся в искусстве балета. С момента моего выпуска из хореографического училища прошло лет тринадцать, но за эти годы еще не появился ни один ребенок, который просто по физическим данным мог бы встать рядом. Это редкие данные.

- А какие именно? Вы можете вкратце объяснить для тех, кто далек от балета ?

- Это пропорции тела, строение суставов, гибкость, прыжок, шаг, вращение, координация, музыкальность… Дай бог, чтобы у танцора были высокие показатели хотя бы по двум-трем позициям. А у меня весь набор идеален. В этом нет моей заслуги, все это было заложено в меня природой.

Моя заслуга в ежедневных многочасовых занятиях, в работе на износ. Балет - это каторга в цветах. Я не пожелал бы им заниматься даже врагу. То, насколько эта профессия сложная, понимаешь, к сожалению, слишком поздно.

- Кажется, вы очень уверенный в себе человек?

- Это наносное, на самом деле я не такой, каким, возможно, кажусь. Вот в детстве я был очень уверенным в себе человечком. Сейчас, когда прошел огонь, воду и медные трубы, стал более осторожным. Вспоминаю собственные юношеские поступки и думаю, что ни за что бы не рискнул их повторить...

- Значит, ваша завышенная самооценка пришла в норму?

- Я бы не сказал, что она была когда-то завышенной. Если бы я оказался не прав, тогда меня стоило бы назвать самоуверенным нахалом. Но я же был прав! Я смотрел на окружающих меня людей и понимал: я лучше.

- Не жалеете о своем выборе?

- Порой, когда я страшно измотан и на душе кошки скребут, хочется все бросить. Уйти из балета хоть в бухгалтеры, хоть в дворники. Жить нормальной жизнью, как все. Веселиться и гулять, подобно другим сверстникам.

А я сижу дома, готовлю очередную пару балетных туфель для завтрашнего спектакля и умираю от страха при мысли о том, что может не получиться замысловатое па. Я задаюсь вопросом: разве это жизнь? Но мне некого винить - я сам выбрал эту обожаемую, но бесконечно жестокую профессию.

- Скажите, почему про ваш характер столько судачат?

- Потому что я постоянно чего-то добиваюсь. Благодаря моим усилиям в каждом репетиционном зале появился телевизор и магнитофон. Я объяснял, что техника необходима артистам балета для репетиций.

Рядом со сценой был станок, где перед выходом на спектакль артисты могут «погреть» мышцы. Он от старости разваливался на части. Я привел директора и показал ему эту рухлядь. Станок заменили.

Никто не хотел брать на себя ответственность. Все боялись стать неугодными… То же самое и с репертуаром. Я открыто говорю, что мне нравится, а что – нет, с кем я буду работать в паре, а с кем – нет. И это не звездные капризы. Просто каждый новый партнер - это дополнительные репетиции. Я всего лишь берегу свои силы и время, а коллеги могут увидеть здесь подкоп под кого-то.

- Вы помните свою первую любовь ?

- Увы… Мне некогда было ходить на свидания. Я занимался круглыми сутками даже летом. Я работал, работал, иногда из

с Сати Спиваковой
с Сати Спиваковой
последних сил, на грани обморока, в сотый раз повторял одно и то же движение. Ведь только развивая природные данные, можно стать хорошим артистом балета. Я сделал свой выбор: моя любовь – балет.

- Что же, вы совсем от личной жизни отказались?

- Нет, конечно. Просто личное - это личное. Когда я был маленький, мама все время повторяла: можешь заводить романы где угодно, только не с соседями и не на работе. Мне не нравится афишировать личную жизнь. На то она и личная, чтобы ее никто не обсуждал.

Мы как-то публично спорили с Колей Басковым : я доказывал, что личное должно оставаться личным, а он - наоборот. Так вот он мне заявил: ты, мол, еще не популярный, поэтому так и говоришь. На что я ему заметил: «Популярность бывает разная: у меня - своя, а у тебя - своя. И мне твоей популярности не надо».

- А это правда, что вы предложили руку и сердце дочери Людмилы Максаковой – Маше?

- Нет, ничего подобного. Я не спешу ни на ком жениться. Маша - замечательный человечек, мы с ней очень дружим, но не более того. Понимаете, когда люди общаются, часто появляются вместе в общественных местах, это сразу воспринимается как роман.

Почему-то никто не хочет верить, что мужчина и женщина могут просто дружить. У нас нет никакого романа. Для начала, я очень дружу с Людмилой Васильевной, через нее мы и познакомились с Машей.

- Вы хоть когда-нибудь представляли себя семейным человеком?

- Не представлял, но для себя, по крайней мере, решил - спешить в этой области нельзя. Я человек крайне ответственный во всем и очень занят своим делом. К тому же, мне еще нет и сорока. Надо пожить!

Когда человек создает семью, он вступает в другую фазу жизни. А вообще, найти себе подходящую пару очень сложно, к сожалению, девушки нынче не столь прекрасны, я имею в виду – в духовном плане.

- А что конкретно вам не нравится в современных девушках?

- Отсутствие скромности. Терпеть не могу, когда девушки вешаются на шею. Женщина должна привлекать внимание, прежде всего, умом, воспитанностью, интеллигентностью. А зачастую женщины одновременно и прекрасны и ужасны.

Иногда они бывают до неприличия вредными созданиями. Люблю наблюдать за тем, как закадычные подруги «подставляют» друг друга. Утонченно, с удовольствием!

- Есть предел тому, чего бы вы хотели от жизни?

- ( Смеется ). Быть миллиардером и ничего не делать. На самом деле, я страшный лентяй. Мне иной раз лень подняться за телевизионным пультом.

- Думается, на Западе ваш материальный статус был бы значительно выше?

- Я не исключаю возможности поехать работать за границу. Но лишь потому, что мне это интересно. Допустим, на тот месяц, когда меня пригласили в Гранд-опера , меня много куда звали, и там я получил бы в двадцать раз больше. Но для меня работа в Гранд-опера гораздо дороже материальных вопросов.

Как-то мне Марина Неелова рассказала, что ей безумно понравилась одна пьеса: как один богатый человек приходит к женщине, чтобы переплести книги. Она берет заказ, но он ее ставит в такие условия, что она либо попадает в долговую тюрьму, либо выполняет его требование: «Взамен вы должны мне отдаться». Она отвечает: «Нет».

Выясняется, что он подстроил все специально, потому что поспорил со своим отцом, который сказал ему: «Я знаю лишь одну женщину, способную сказать «нет». Сын решил доказать обратное и не смог. Потому что класс! У этой женщины и у всех остальных он разный.

Светлана Ткачева
Автор Алена Снежинская
Алена Снежинская — журналист, корреспондент отдела культуры Правды.Ру
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить