Автор grigory_r

Юбилей «матери» детских театров

Наталье Сац – 105 лет. 15 лет тому назад ее не стало, но дело ее живет.

Дочь известного композитора Ильи Саца и яркой камерной певицы Анны Михайловны Щастной – Наталья Сац родилась 27-го августа 1903-го года в Иркутске.

Почему так далеко? Все очень просто. Илья Сац – дирижер оркестра Московского Художественного театра (МХТ), виолончелист. Впоследствии он станет автором музыки и к «Синей птице» в постановке К.С. Станиславского и Л.А. Сулержицкого, который шел на знаменитой сцене почти сто лет - сочувствовал революционно настроенному студенчеству и был на примете у полиции, почти под негласным надзором.

Дабы избежать ареста, Сац уехал в Сибирь, взяв с собой виолончель и дневники. За ним, поставив крест на собственной музыкальной карьере, последовала и верная возлюбленная - барышня Анна – воспитанница Женевской консерватории.

Тем самым генеральская дочь лишилась поддержки семьи и любви отца, которой не мог смириться, что Анна (в его тщеславных мечтах - "вторая Патти, «мадам Виардо") – станет лишь женой безродного музыканта, "нищего еврея, да еще к тому же с цыганскими корнями!"

В Иркутске Илья Александрович создал лучший городской оркестр, народный театр, ставил спектакли. И городские музыкальные вечера и балы не проходили без его активного участия.

Он был душой любого общества. А, покорив за год Иркутск, вернулся в Москву – завоевывать столицу. И ему это удалось. В 1906-ом году он стал заведующим музыкальной частью МХТ. В его доме бывали корифеи тетра Василий Качалов и Иван Москвин, популярнейшая певица Надежда Плевицкая, для которой он написал несколько песен, у него играл Сергей Рахманинов.

Именно под влиянием отца и маленькая Наташа Сац решила окончательно посвятить себя музыке - еще трехлетней крошкой она проводила за инструментом по четыре часа в день! И играть хорошо научилась настолько быстро, что уже в шестилетнем возрасте дала первый сольный концерт, сидя на вертящемся табурете с двумя подложенными дощечками и подставленной под ноги высокой скамеечкой.

Ну, а после триумфальной премьеры «Синей птицы», которая была замечена и в европейском музыкальном мире. Илью Саца пригласил работать в Берлин знаменитый режиссер Макс Рейнхардт. Но смерть оборвала все планы. Илья Александрович скончался внезапно, в 1912-ом году, в самом расцвете творческих сил, ему было всего лишь 37 лет.

После смерти мужа, чтобы содержать семью, Анне Михайловне пришлось давать уроки музыки и вокала, в том числе и в школе-студии МХТ, она начала концертную деятельность, как певица. Наташа потянулась за матерью, и вскоре и у нее тоже появились первые ученики.

Как-то летом актеры МХТ взяли ее с собою в Крым, где юная Наташа Сац впервые близко познакомилась с Евгением Багратионовичем Вахтанговым, который много беседовал с нею, и дал ей первые уроки сценического режиссерского мастерства.

Другие педагоги и актеры школы МХТ и студии Вахтангова тоже занимались с Натальей – и она с увлечением постигала законы сцены, искусство движения и жеста, голоса и мимики, танца и пластики, играла в молодежной театральной студии имени А. С. Грибоедова. А, закончив, в 1917-ом году музыкальное училище имени А. Скрябина по классу фортепиано,15-летней девочкой начала работать в Темусеке (Театрально-музыкальной секции Московского Совета Рабочих Депутатов).

Октябрьский переворот, потом гражданская война, голод и разруха, а Наташу – девочку с косичками - охватывает бурная жажда деятельности, жажда творить! В память об отце она мечтает создать хотя бы маленький детский театр, и обязательно музыкальный, с оркестром из музыкальных игрушек: пищалок и свистулек – он так любил на них играть!

Неожиданно это нелепая, на первый взгляд, идея Натальи Сац находит поддержку у чиновников нового правительства, и даже у самого наркома Луначарского, и в Москве, весной 1918 года, при театрально - музыкальной секции Наркомпроса организуется детский отдел, заведующей которого назначается юная Наталья Сац - вчера еще - Наташа, а теперь - Наталья Ильинична.

Уже в первую годовщину октябрьского переворота было решено открыть и первый детский театр. Своего помещения у него не было, и поначалу театр делил здание с кинотеатром «Арс» (ныне «Художественный» на Арбатской площади). Позже детище Сац получило здание в Мамоновском переулке, где ныне находится Московский театр юного зрителя.

Год спустя театр был реорганизован и передан в ведение органов просвещения. В своем обновленном виде он открылся в июле 1920-го года спектаклем «Маугли» по «Книге

Юбилей «матери» детских театров
Юбилей «матери» детских театров
джунглей» Киплинга. В этом спектакле играли Михаил Гаркави, Мария Бабанова, Игорь Ильинский и другие артисты, впоследствии составившие гордость отечественного театра.

Покинув театр в 1921-ом году из-за разногласий с художественным руководителем, Наталья Сац мечтает о создании совершенно нового театра, «который даст собственный современный репертуар и донесет его до своего зрителя средствами синтетического спектакля». И тогда – 13-го июля 1921-го года открылся Московский театр для детей.

Сац привлекала для работы в нем лучших драматургов, режиссеров, опытных педагогов для работы со зрителями. Каждый спектакль предварялся ее устным выступлением перед зрителями - детьми.

Однако, энергии у Натальи Сац было так много, что пространства детского театра ей было уже мало, и она с энтузиазмом занялась классической оперой. Самым крупным успехом, как режиссера оперного театра, да и вообще как режиссера-постановщика, стали постановки опер Дж. Верди "Фальстаф" в Берлинском "Кролл - театре" (весной 1931-го года, дирижировал сам Отто Клемперер) и "Свадьбы Фигаро" Моцарта в аргентинском театре «Колон" (осенью того же 1931-го года).

Постановки имели ошеломляющий успех, о них писали даже очень настороженно относившиеся в те времена к России эмигрантские газеты: "Непревзойденный успех русской!" А Отто Клемперер, и как мужчина очень неравнодушный к Наталье Сац, говорил ей, "вы рождена для оперы, вы - истинно оперный режиссер". Но Сац лишь смеялась и…уже опять спешила в Москву, в стены родного театра.

5-го марта 1936-го года Государственный Детский музыкальный театр при Моссовете был преобразован в Центральный детский театр - крупнейший в России, который получил в свое распоряжение нынешнее здание на Театральной площади, где прежде располагалась 2-я студия МХТ.

10-го декабря 1936-го года здесь прошла премьера сказки-оперы Л. Половинкина "Золотой ключик" по сказке Алексея Толстого, который восхитил и детей, и серьезных театральных критиков. С него-то в советском театре и возродился жанр театральной сказки, как-то основательно позабытый за годы всеобщего революционного энтузиазма и индустриализации.

Уже 11-го марта 1937-го года в театре прошла премьера нового произведения С. Прокофьева - его "Детской симфонии". Причем солировали тогда Иван Козловский и Валерия Барсова.

Но наступили и тяжелые и страшные годы тотальных политических репрессий. Был арестован муж Сац - И. Я. Вейцлер, занимавший очень крупный пост в Наркомате торговли. Осенью 1937-го арестовали и заключили в Бутырскую тюрьму и саму Сац. За одну ночь, проведенную в камере вместе с уголовниками, она совершенно поседела, настолько, что ее волосы напоминали сильно напудренный парик маркизы XVIII века!

Ей предъявили обвинение в измене родине, назвали «политической шпионкой» и «женой врага народа», объявив приговор - пять лет лагерей. Но она отказалась признать себя виновной и подписать документы, она даже отказалась писать письмо домой, с просьбой прислать теплые вещи. Следователь счел Сац ненормальной.

Шесть лет заключения. Но и там Наталья Сац нашла в себе силы не опуститься. В лагере силами заключенных она продолжала ставить спектакли. В роли Ларисы Огудаловой в "Бесприданнице" А. Островского у нее выступала женщина, осужденная на пятнадцать лет за убийство мужа.

Прочитав огромное количество книг в тюремной библиотеке и всего Шекспира, Сац написала ряд театроведческих работ, где углубленно, под режиссерским углом зрения, рассматривались персонажи его драм и трагедий. Из лагеря она вернулась с увесистым чемоданом рукописей.

В 1943-ом Наталия Ильинична оказалась в Алма-Ате, куда были эвакуированы многие деятели искусства. Там она организовала театр для детей, начав со студии для подготовки молодых актеров русской и казахской трупп.

А в Москву Сац вернулась лишь 1958-ом году. И так как в Центральный детский театр ее не пустили – Сац создает Детский музыкальный театр. На хлопоты и доказательства необходимости такого театра ушло почти семь лет.

Только 21-го ноября 1965-го года на сцене Театра эстрады состоялся первый спектакль - опера М. Красева «Морозко». Позже театр получил небольшое помещение на улице 25-го Октября (ныне Никольская), где, кроме оперных и балетных спектаклей, с 1969-го года симфонический оркестр театра начал давать концерты, в программу которых входили симфонические и балетные сюиты, специальные театрализованные программы. Эта традиция сохранилась в театре и по сей день.

Юбилей «матери» детских театров
Юбилей «матери» детских театров

В 1979-ом году было построено новое здание - на проспекте Вернадского, где над крышей широко распахнула крылья легендарная Синяя птица на золотой арфе. В фойе и переходах театра – многочисленные скульптуры сказочных персонажей, в партере - зимний сад, аквариумы с разноцветными рыбками.

Здесь уже два зала - Большой (на 1100 мест с тремя сценами и фантастическим театральным занавесом на тему оперы Н. Римского-Корсакова «Садко»), и Малый — на 300 мест, концертный.

В театре оперная и балетная труппы, симфонический оркестр, возглавляемый известным дирижером Леопольдом Гершковичем, для труппы, как и прежде, работают крупные художники-сценографы, композиторы. Ко времени создания театра почти не было сочинений, написанных специально для детского музыкального жанра.

Наталья Сац привлекла к сотрудничеству с театром современных композиторов: Тихона Хренникова, Дмитрия Кабалевского, Эдуарда Колмановского, Владимира Рубина, Ширвани Чалаева, Михаила Раухвергера, Марка Минкова, Александра Чайковского, Александра Флярковского, Эдуарда Хагагортяна, Ефрема Подгайца, Игоря Якушенко, Якова Солодухо и многих других.

После смерти своей создательницы (Наталья Сац скончалась 18-го декабря 1993-го года) театр получил имя Натальи Ильиничны Сац - «матери» шести детских театров, основавшей еще и Фонд своего имени, среди учредителей которого были такие деятели отечественной и мировой культуры, как Галина Уланова, Тихон Хренников, Мстислав Ростропович, Андрей Гончаров, Галина Вишневская, Ирина Архипова.

Планы Фонда Наталии Сац были направлены на проведение благотворительных мероприятий, имеющих целью приобщение детей к эстетическим ценностям, помощь обездоленным детям и привлечение внимания общественности к детским проблемам.

Читайте еще в разделе "Культура".

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
Российские хоккеисты сменят герб на форме на силуэт игрока
Российские хоккеисты сменят герб на форме на силуэт игрока
Слов не выкинешь: Собчак спела о своей груди
Евгений Федоров: США раскупили всю Россию и пишут нам законы
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
Путин поблагодарил Трампа за данные о террористах в Петербурге
Васильеву сняли в торговом центре на распродаже
Пентагон 10 лет изучал НЛО по заказу правительства США
Не от мира сего: семья из 4-х человек в полном составе сменила пол
"Джон умирает?": в США госпитализирован онкобольной сенатор Маккейн
Васильеву сняли в торговом центре на распродаже
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
Слов не выкинешь: Собчак спела о своей груди
"Джон умирает?": в США госпитализирован онкобольной сенатор Маккейн
Мед против насморка. Как лечить ребенка без лекарств

Русская эскадра - не просто набор слов. Это историческое название последнего соединения кораблей и судов Императорского флота России. Именно она эвакуировала из Крыма армию генерала Врангеля и гражданское население. Беженцев приняла Франция, предоставив эскадре стоянку в Тунисе, в городе Бизерта. Судьбы большинства беженцев поистине трагичны…

Последнее пристанище Русской эскадры