Аркадий Райкин - самый дорогой артист мира

17 декабря 1987 года не стало Аркадия Райкина. Глядя сегодня на выступления любых эстрадных юмористов, мы видим все то, что принес на эстраду этот мастер. Повторить его успех пока никому не удалось. Возможно, потому, что сатира Райкина была не попыткой во что бы то ни стало рассмешить зрителя, а плодом работы ума и переживаний за свою страну.

Как и всякий артист — тем более такой, который в течение почти 50 лет веселил страну уникальными хохмами, сразу расходящимимся "в народ", — Райкин не мог избежать всевозможных анекдотов и домыслов о себе. Одни создавал он сам, вторые ему приписывала народная молва, о третьих рассказывали его друзья и коллеги.

Аркадия Райкина, как сатирика (а значит — элемента неблагонадежного), редко выпускали за границу. Однажды лондонский канал BBC уговорил советских чиновников "отпустить" артиста в Лондон. Помогли баснословные деньги. Жадность чиновников победила страх за то, что капиталисты смогут посмеяться над советской действительностью — и Райкин отбыл в Лондон.

На выходе из аэропорта собралась огромная толпа — Райкина за рубежом знали и любили не меньше, чем на родине. Журналисты окружили сатирика и стали допытываться у него, сколько денег ему платят в СССР за каждое выступление. Райкин (который не подозревал о "торговле" BBC с советскими чинушами) ответил: "Ну, приблизительно столько же, сколько и здесь". На следующий день все английские газеты пестрели заголовками: "Райкин — самый дорогой артист мира!"

В своих сценических миниатюрах Райкин сначала использовал маски, которые стремительно менял по ходу действия. Маски изображали различных представителей советской системы, который как бы из первых уст рассказывали о собственных пороках и недостатках. Впоследствии, когда стало возможно озвучивать сатирические нападки более открыто, Райкин отказался от масок, начав выступать перед зрителями с открытым лицом.

Читайте также: Никулин: клоун, который всегда при галстуке

Причем Аркадий Райкин был не только сатириком. Он же был актером, и в своем "Театре миниатюр" ставил не только комические сценки. Его работы заставляли людей иной раз глубоко задумываться, а иногда и плакать. Ведь в своих миниатюрах Аркадий Райкин мог за несколько минут представить целую человеческую жизнь. И не всегда веселую…

Фото: AP

Несмотря на огромный объем творческого наследия Райкина, на видеозаписях осталась лишь небольшая его часть. Артист не любил телевидения — считал, что если зрители посмотрят миниатюры в записи и будут заранее знать их концовку, то уже не пойдут в театр. А театр был для него всем. Сам Райкин часто говорил, что актер — не профессия, а жизнь. Для него это действительно была жизнь, а не просто работа.

Мастер был открыт и для общения с простыми людьми, своими зрителями. Его все время осаждали с просьбами — дать автограф, подарить билет на концерт, или даже помочь материально. Будучи человеком отзывчивым, Райкин помогал кому мог. Так, однажды к нему обратился мужчина, который просил его помочь "достать билет". Незнакомец пожаловался, что уже два дня ночует на Киевском вокзале. Райкин ответил, что достанет для него место, пусть даже придется посадить поклонника в оркестровую яму. Оказалось, что тому нужен был билет не на концерт артиста, а на поезд…

Сейчас, пожалуй, трудно представить, что артист будет громить чиновников, от которых напрямую зависит его благополучие. Райкин же никогда не рассчитывать стать "самым дорогим артистом в мире". Его выступления были настоящей сатирой, призванной указывать обществу на его проблемы и недостатки. Особенно доставалось от Райкина бюрократам — он высмеивал их так безжалостно и так точно, что это стоило ему многих неприятностей в жизни.

Спектакли и монологи мастера были не только произведением актерского искусства, но плодом долгой работы ума и переживаний за свою страну. Возможно, именно поэтому место Аркадия Райкина — первого сатирика в стране — до сих пор остается незанятым.

Читайте самое интересное в разделе "Культура" 

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии
Болгария в шоке: вслед за Радевым к Путину едет Борисов
Россия поможет Донбассу в войне с Украиной "по-тихому"
Соцсети Украины обсуждают демарш морпехов в Николаеве
"Бук - ваш": Россию ведут под трибунал по MH17
"Бук - ваш": Россию ведут под трибунал по MH17
Константин Боровой: русские не понимают, что Крымский мост придется снести
"Бук - ваш": Россию ведут под трибунал по MH17
Болгария в шоке: вслед за Радевым к Путину едет Борисов
Болгария в шоке: вслед за Радевым к Путину едет Борисов
Константин Боровой: русские не понимают, что Крымский мост придется снести
Гражданам СНГ разрешат жить в России без РВП, ВНЖ и паспорта
Грузия объявила, что готова вступить в НАТО и ждет приглашения
Госсекретарь США рассказал об огромных усилиях в борьбе с Россией
Меркель признала неспособность Европы противостоять США
Израиль ждет Абрамовича после проблем в Британии
В США объяснили, почему гигантский бюджет Пентагона не дает превосходства над Россией
С 1 июля россияне могут не найти на прилавках привычных продуктов
Что ждет финал Лиги Чемпионов в Киеве? Полупустые трибуны
Медицина будущего: о здоровье россиянам расскажут гаджеты
Глава Wintershall проговорился о судьбе "Северного потока-2"
На Украине взбунтовались "черные береты". Чем все закончилось

В 1950-е годы в США среди деревенских парней была распространена игра “Цыпленок”. Ее суть заключалась в том, что парни садились в автомобили и ехали друг другу навстречу, лоб в лоб, достаточно быстро. Тот, кто в последний момент решал избежать столкновения и сворачивал, впоследствии получал кличку Цыпленок. Мировая геополитика похожа на эту игру.

Генералы требовали от Кеннеди начала ядерной войны. Как это было