Актриса Стрепетова предсказала собственную смерть

История русского театра знает немало самородков актерского мастерства, одним из которых была, без сомнения, Пелагея Стрепетова. Она родилась 160 лет назад, в октябре 1850 года, и за свою короткую жизнь сумела пробиться из нижегородской глубинки к ярким столичным театрам, покорить Москву и Петербург, обрести короткое счастье и познать горечь утрат.

Своих настоящих родителей, как и точную дату рождения, Стрепетова не знала — девочка была подкидышем по имени Полина. Пелагеей она станет потом — когда сама выйдет на сцену. Сверток с ребенком на ступеньках своего дома обнаружили Антип Григорьевич и Елизавета Ивановна Стрепетовы. Он был парикмахером, а она — актрисой нижегородского театра, так что путь на сцену был практически предначертан Полине самой судьбой.

Как часто бывает в провинции, по городу поползли слухи об истинном происхождении ребенка. Поговаривали, что девочка в семье Стрепетовых на самом деле — плод запретной любви актрисы Глазуновой, служившей в тот сезон в нижегородском театре, и гвардейского офицера Балакирева. Несмотря на то, что приемные родители были добры и внимательны, ощущение некоторой неполноценности из-за своего происхождения сопровождало Полину всю жизнь.

Стрепетовы искренне обожали девочку: мать была дамой высоких моральных качеств, а отец — человеком редкой души, однако, с большой тяге к выпивке. Оба они трудились в театре и с младых лет прививали дочери любовь к сцене, при этом бдительно ограждая ее от закулисных интриг. С семи лет девочка начала и сама появляться в спектаклях, исполняя детские роли.

Образования молодая актриса толком не получила. Какое-то время пожилой сосед обучал ее грамоте, а девичьим воспитанием ведала няня, бывшая крепостная. С юных лет Полина мечтала вырваться из окружавшей ее серой обыденности, нищеты и постоянной борьбы за место под солнцем. Но с внешностью, которой обладала девушка, сделать это оказалось непросто.

Неказистая фигура, неправильные черты лица — примерно так характеризовали Стрепетову современники, а сегодня мы можем увидеть подтверждение их слов на портретах актрисы. Однако желание девушки было столь велико, что, казалось, остановить ее ничто и никто не сможет. Полина по много часов занималась танцами и драматическим искусством, готовила себе костюмы, посещала спектакли и впитывала впечатления от игры знаменитых гастролеров, вроде московской звезды Любови Косицкой-Никулиной. И вскоре настойчивость и воля Полины Стрепетовой победили.

Фото: AP

Ее заветная мечта начала осуществляться летом 1865 года, когда юная актриса по протекции матери вышла на сцену маленького театра города Рыбинска — в роли горничной в водевиле "Зачем иные люди женятся". Скоро выяснилось, что, несмотря на неказистую внешность, девушка обладает явным драматическим талантом, а ее желание играть поражало даже видавших многое режиссеров. За три года Стрепетова исполнила более ста ролей, сменила семь городов!

Среди ее героинь незамысловатых оперетт и водевилей были подростки с трудной судьбой, светские дамы и несчастные любовницы. Выступать в провинциальных, зачастую бесталанных постановках было сущей мукой для актрисы, но именно благодаря ее темпераменту и вдумчивой игре многие мелодраматические образы получали успех и надолго задерживались в репертуаре.

Наконец, терпение и упорство Стрепетовой были вознаграждены. В шестнадцать лет в Ярославле она случайно познакомилась с ролью, которая стала для нее талисманом на всю жизнь. Срочно подменив заболевшую актрису, Полина сыграла Лизавету в "Горькой судьбине" А. Ф.Писемского. Грандиозный успех не прошел незамеченным — слух о новой талантливой провинциальной актрисе быстро распространился по всей стране, и Стрепетовой заинтересовались антрепренеры.

Теперь она играла Офелию в "Гамлете", Лизу в "Горе от ума", Донну Анну в "Каменном госте", Беатриче в "Много шума из ничего". Но именно в Лизавете Писемского она нашла свой трагический мотив, дала выход так мучившим ее собственным эмоциям, и вскоре Полина… влюбилась.

Ее избранником стал актер Михаил Стрельский, герой-любовник на сцене и в жизни, красавец и мерзавец. Он женился на Стрепетовой, уже состоя в браке за границей, а Полина все бросила ради любимого, в том числе и театр. Актриса не поняла, что оказалась в ситуации, которую уже многократно проживала на сцене. От Стрельского она родила дочь и маялась с фальшивым мужем до тех пор, пока лично не застала его с собственной горничной. Произошло это в Казани, где на волне душевного потрясения Стрепетова с триумфом вернулась на сцену.

В 1873 году актриса в первый раз приехала на гастроли в Москву. Успех был настолько грандиозен, что посмотреть на "чудо Стрепетовой" зрители приезжали из Петербурга! Столицу же звезда посетила через три года, выступив на сцене Александринки.

Время творческого подъема совпало для Стрепетовой с новым, счастливым браком. Мужем звезды стал талантливый актер, выпускник школы Малого театра Модест Писарев, образованный и интеллигентный человек. Он был ее партнером и, как бы сейчас сказали, продюсером: ввел ее в круг своих друзей, выдающихся деятелей русской культуры, познакомил с драматургом Островским, литератором Писемским, художниками Репиным и Ярошенко, которые впоследствии написали ее портреты. От брака с Писаревым у Стрепетовой родился сын, которого в честь Белинского назвали Виссарионом. Казалось вот оно — счастье, но в 1881 году Стрепетова совершила роковую ошибку.

Фото: AP

Полина, которая к тому времени взяла себе псевдоним Пелагея, поступила в императорский Александрийский театр, где столкнулась с действующей примой — Марией Савиной. В борьбе с ней у Пелагеи не было никаких шансов — аристократичность столичной звезды постоянно брала верх над провинциальной простотой Стрепетовой. Театральные интриги сопернице даже не понадобились: Пелагея испортила все сама — поссорилась с антрепренерами, была раздражительна, беспощадна и часто несправедлива к партнерам. Да, Стрепетова по-прежнему получала огромное жалованье, ее замечательно принимала публика, но критики отзывались о ее новых ролях холодно. Контракт с театром в итоге был расторгнут.

Это был страшный удар для актрисы. Она уехала в Москву, а потом и в провинцию, но прежних сил и успеха уже не обрела. Зато снова влюбилась — в третий и последний раз в жизни. Вскоре Стрепетова вышла замуж за 28-летнего Александра Погодина. Супруг умолял жену бросить театр, который начал приносить ей страдания, но актриса не смогла на это решиться. В отчаянии Погодин застрелился, что окончательно подорвало физическое и душевное здоровье Стрепетовой.

Она ушла в октябре 1903 года. Пелагея Антипьевна не знала точного дня своего рождения и сама определила дату: 4 (17) октября 1850 года. По странному совпадению, после всех жизненных потрясений, актриса скончалась точно в этот же день, прожив всего 53 года.

О таланте Стрепетовой восхищено писали Немирович-Данченко и Станиславский. Впоследствии они создали театр, в котором главенствовали художественные принципы этой провинциальной звезды: новая, "сердечная" манера игры, искренность чувств, которые Пелегея Стрепетова переживала на сцене как в жизни.

Все самое интересное читайте в рубрике "Культура"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

В Киргизии президент Сооронбай Жээнбеков подписал принятый ранее парламентом закон о списании долга республики Российской Федерации в размере 240 миллионов долларов.

Киргизия подписала закон о списании долга перед Россией
Комментарии
В вараньей шкуре: малоизвестные факты о Конституции РФ
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Порошенко: наши "киборги" превзошли 300 спартанцев
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Нейтральный флаг нам в руки: как Россия заткнет рот Родченкову
СМИ: даже среди легальных мигрантов отмечается рост преступлений
Вашингтон решил не свергать Асада в ближайшие четыре года
"Нафтогаз" призвал США сорвать "Северный поток-2"
Северная Корея объявила о победе над США
Министра культуры оскорбили упреки Иосифа Кобзона
Министра культуры оскорбили упреки Иосифа Кобзона
Министра культуры оскорбили упреки Иосифа Кобзона
Министра культуры оскорбили упреки Иосифа Кобзона
Говядина с цезием: как распознать облученные продукты
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
Украина задвинула русский язык на третье место
"Нафтогаз" призвал США сорвать "Северный поток-2"
"Ужас, позор и скорбь": елка в центре Киева привела украинцев в шок. Видео

Русская эскадра - не просто набор слов. Это историческое название последнего соединения кораблей и судов Императорского флота России. Именно она эвакуировала из Крыма армию генерала Врангеля и гражданское население. Беженцев приняла Франция, предоставив эскадре стоянку в Тунисе, в городе Бизерта. Судьбы большинства беженцев поистине трагичны…

Последнее пристанище Русской эскадры