«Страсти по Торчалову» как духовный катарсис

Отношение Русской Православной Церкви к театру не отличается от ее отношения к искусству в целом. Есть произведения искусства, преисполненные добра, а есть искусство, которое исходит от лукавого.

Зло — это подмена истинного содержания ложью. Это оскудение добра. Нет в природе вещей по сущности своей греховных, на самом деле греховны люди, которые эти вещи подобным образом используют. Только человек в состоянии сделать доброе плохим, а самое плохое представить в лучшем свете. Так считает церковь.

Ни для кого не секрет, что театр является весьма сильным и эффективным средством воздействия на человеческую душу, но мало кто знает, что отечественный театр зародился непосредственно при церковном участии и заменил собой праздничные богослужебные инсценировки. Первые наши драматурги, от Симеона Полоцкого до святителя Димитрия Ростовского, избирали предметом своих пьес именно библейские сюжеты.

В России в 19 веке во время Постов (Великого, Рождественского и других) слишком веселых «балаганных» спектаклей не играли, но устраивались постановки "живых картин", то есть артисты изображали "Последний день Помпеи" или "Тайную вечерю". В это же время обычно устраивались бенефисы "театральных машинистов" - так называли тогда сценографов. Театральные художники К.Маковский, Зичи, Поленов славились своими постановками.

Режиссёр, сценарист документального кино Никита Воронов написал пьесу "Страсти по Торчалову" в период, когда страна попала в настоящий водоворот: менялся не только общественный строй, менялись даже устоявшиеся представления о добре и зле. Эта необычная в жанровом определении комедия, которая идет на сцене Театра на Малой Бронной с 1997 года, сегодня поражает своей новизной не как театральная постановка, а скорее как литературный текст.

История, приключившаяся с главным героем - видным политическим деятелем Павлом Максимовичем Торчаловым (его замечательно играет Александр Никулин), совсем не смешна. Он умер, но вместо ожидаемого небытия на его долю выпало очутиться среди представителей разных эпох, ожидающих своей участи на пороге иного Мира. Это своеобразный "накопитель", временное убежище перед входом в загробную жизнь. Сюда, в унылое серо-белое пространство, попадают все, кто завершил свой жизненный путь, и совсем неважно какой пост кто занимал, во что верил и в какое время существовал. Все обречены маяться в этом концлагере потустороннего мира, пока не вспомнят свой основной земной грех…

«Страсти по Торчалову» - это не тоскливая безрадостная бытовуха-страшилка, каких много сегодня на сцене. Весьма странные чувства испытываешь, выходя из зала после этого спектакля: и грустно и легко. Все становится на свои места - своеобразный духовный катарсис… Всего два с половиной часа, а четкая внутренняя иерархия ценностей вдруг пошатнулась и требует переосмысления! Так драматург и режиссер (Лев Дуров) дают зрителю возможность максимально честно заглянуть в себя, дать самому себе отчет о прожитой жизни, обо всех радостях и бедах, о своих великодушных поступках и о своем предательстве.

Чем современный человек отличается от советского, а реформатор - от большевика? Что будет после смерти? Какой самый главный грех твоей жизни? Почему иногда не убить - грех и кто это решает? По какому кругу ты проживаешь свою жизнь? Как жить дальше?

Ответы - в Театре на Малой Бронной 23 апреля в 19:00.

Автор Григорий Резанов
Григорий Резанов — журналист, фотожурналист, бывший редактор культурного раздела Правды.Ру
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить