Имперский орёл со сказочным прошлым

Благодаря ему, двуглавый орел на рублевых монетах и бумажных купюрах выглядит не как зловещая имперская птица, а как сказочное волшебное существо. Именно этот художник сделал персонажей русских сказок такими, как их сегодня представляют дети и взрослые.

Эмблема Центрального Банка России, украшающая российские рубли и купюры – известный рисунок, изображающий двуглавого орла – была создана в прошлом веке русским художником Иваном Яковлевичем Билибиным. 16 августа 2006 года ему исполняется 130 лет.

Иван Билибин – один из организаторов и руководителей объединения «Мир искусства», создатель книжной и журнальной цветной графики (до него никто по настоящему не задумывался о сочетании шрифтов, текстовых колонок и цветных изображений), неутомимый исследователь и путешественник, живописец и график, сценограф и иллюстратор, философ и историк…

Празднование круглой даты проходит в виде многочисленных выставок, которые затевают районные и городские библиотеки по всей России.

Но где же статьи искусствоведов? Где десятки диссертаций и сотни книг? Почему о Билибине так мало пишут взрослые, которые в детстве с увлечением рассматривали сказочные картинки – Василиса Прекрасная, Баба Яга, Кощей Бессметрный, Царь Дадон и Иван-царевич?

Наследие гения многообразно. С детства мы знакомимся с творчеством Ивана Билибина, вступая в красочный мир сказок, который был создан художественным воображением мастера.

Многие из его произведений настолько глубоко вошли в нашу жизнь, что их происхождение кажется воистину народным, уходящим в глубь веков. В принципе, так оно и есть, ведь в своем творчестве Иван Яковлевич использовал результаты своих научных изысканий.

Еще в 1904 году он организовал фотоэкспедицию по темам «Народное творчество русского Севера» и «Русское деревянное северное зодчество», уникальные материалы которой потом составили целый номер журнала «Мир искусства».

Фактически, именно Билибин открыл для российской общественности художественную культуру древней Руси, вместе со своими соратниками по объединению «Мир искусства», такими как Рерих и Бакст.

И сказочника Билибина следует благодарить за то, что двуглавый орел, изображенный на гербе ЦБ РФ, на рублевых монетах и бумажных купюрах, выглядит не как зловещая имперская птица, а как сказочное волшебное существо.

А в картинной галерее бумажных денег современной России на десятирублевой «красноярской» купюре четко прослеживается билибинская традиция: вертикальная узорчатая дорожка с лесным орнаментом – такие рамки окантовывали рисунки Билибина на темы русских народных сказок.

Кстати, сотрудничая с финансовыми органами царской России, Билибин передал фабрике «Гознак» авторские права на многие свои графические разработки.

Иван Яковлевич Билибин родился в 1876 году в Санкт-Петербурге. Сюда он вернулся из эмиграции в конце 30-х годов, и здесь же умер в 1942 году во время ленинградской блокады, поскольку не захотел покинуть родной город.

Он происходил из старинной купеческой семьи, прославившейся меценатством еще в начале XIX века. Прослушал курс юридического факультета Санкт-Петербургского университета (1896—1900), сдал государственные экзамены в Новороссийском университете (Одесса).

С 1895 И. Я. Билибин посещал Рисовальную школу Общества поощрения художеств, учился в Мюнхене и в Тенишевской мастерской у И. Е. Репина, который позже перевел молодого художника в свою мастерскую при Академии художеств.

По словам самого Билибина, в эти годы на него произвела неизгладимое впечатление выставка В.М. Васнецова, с этого момента он стал активным деятелем национально-романтического направления художественной культуры.

В 1899 он стал членом художественной группы «Мир искусства»: оформлял одноименный журнал, участвовал в выставках. В 1902-1904 И.Я. Билибин путешествовал по русскому Северу, где собрал большую коллекцию народного искусства.

Научные изыскания повлияли на художника. Он документально точен в изображении утвари, одежды, архитектуры, а в своих иллюстрациях использует композиции русского лубка.

Но это не помешало ему совершить открытия в искусстве книжной графики. Его рисунки к былине «Вольга» (1902-1904), пушкинским произведениям «Сказка о царе Салтане» (1904-1906), «Сказка о Золотом петушке» (1907,1910) органично сочетаются шрифтами и плоскостью листа, что впервые позволяет воспринимать книгу как единое целое.

В 1904 Пражский национальный театр заказал художнику эскизы декораций копере Н.А. Римского-Корсакова (1844-1908) «Снегурочка».Он создал костюмы к опере М.П. Мусоргского (1839—1881) «Борис Годунов» (1908), к балету «Пир» для антрепризы С.П. Дягилева. Для билибинской графики этого периода характерны иконописная стилистика и яркий насыщенный цвет - таковы иллюстрации к киевским былинам (1912-1918), обложка журнала «Лукоморье» (1915).

В 1921 И.Я. Билибин покинул Россию, жил в Египте, где активно работал в Александрии, ездил по Ближнему Востоку, изучая художественное наследие древних цивилизаций и христианской Византийской империи.

В 1925 он поселился во Франции: работы этих лет - оформление журнала «Жар-птица», «Хрестоматии по истории русской литературы», книг Ивана Бунина, Саши Черного, а также роспись русского храма в Праге. И вновь - декорации и костюмы для русских опер «Сказка о царе Салтане» (1929), «Царская невеста» (1930), «Сказание о граде Китеже» (1934) Н.А. Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А.П. Бородина (1930), «Борис Годунов» М.П. Мусоргского (1931), к балету «Жар-птица» И.Ф. Стравинского (1931).

В сентябре 1935 И.Я. Билибин принял гражданство СССР, а через год, после завершения работы над панно «Микула Селянинович» для советского посольства в Париже, вернулся с семьей на родину. Преподавал в Академии художеств, а также работал в области книжной графики, иллюстрируя сказки Пушкина, народные русские сказания и былины. Он, не покладая рук, работал до своей трагической смерти в холодном блокадном городе.

Его творческое наследие до сих пор не изучено и не опубликовано. Книг о нем почти нет. Создатель отечественной книжной графики мало известен и в кругах профессиональных дизайнеров. Не изданы достойные альбомы, не разобраны научные рукописи, никто не стремится защищать диссертации «по Билибину», а выставки его работ не проводятся.

Почему так происходит? Вся деятельность этого русского гения настолько глубоко проникнута народной культурой, насыщена мудростью и знанием, что, возможно, изучать Билибина наши искусствоведы просто-напросто боятся. К тому же, над корпорацией культурологов довлеют западно-европейские идеологические шаблоны (известно, что Запад вычеркнул из истории тысячелетнюю Византийскую империю, а греческую мудрость заменил римским доктринерством.)

Однако эпоха замалчивания творчества Ивана Билибина пришла к концу. И празднование юбилея русского гения – тому свидетельство.

Например, в Красноярске скоро откроется выставка, посвященная И.Я Билибину – есть меценаты и спонсоры, участвует в ней много художников, архитекторов, дизайнеров и несколько частных галерей. После проведения выставки в Красноярске планируется ее выезд в Грецию и в Чехию.

Возможно, кому-то покажется странным, что византийские традиции художественного искусства возрождаются именно в Сибири. На самом деле, это не удивительно. Так, архитектором красноярского моста, изображение которого украшает денежный знак, был другой деятель объединения «Мир искусства» -- зодчий Александр Иванович Дмитриев, а архитектурный облик Саяно-Шушенской ГЭС создал Алексей Николаевич Лансере – правнук академика Николая Бенуа. Но это уже сюжет из другого рассказа.

Павел Полуян , Красноярск

Автор Андрей Соколов
Андрей Соколов — журналист, редактор, ответственный секретарь
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить