«Дама в голубом» станет невыездной

Шедевр Константина Сомова «Портрет Е.М. Мартыновой», более известный как «Дама в голубом», больше не покинет пределов России. Об этом сообщил «Правде.Ру» главный хранитель Третьяковки после того как картина была повреждена на выставке в Дюссельдорфе.

Сообщения о том, что на выставке «Из России: французские и российские шедевры живописи 1870-1925 годов», которая проходила в дюссельдорфском Дворце искусств с 15 сентября 2007 года по 6 января 2008-ого, повреждены две картины, затерялись в потоке информации на другую тему. О том, что данная экспозиция всё-таки будет показана в Королевской галерее живописи в Лондоне.

Напомним, что в конце прошлого года вокруг этого возник скандал в связи с отсутствием в Великобритании правовой базы для защиты национализированных в своё время произведений искусства от исков со стороны наследников бывших владельцев.

В экстренном порядке в первой декаде января такой закон в Великобритании был принят и вступил в силу. После этого Роскультура и Россвязьохранкультура приняли решение о возможности экспонирования выставки «Из России» в английской столице. Однако, приятную новость изрядно портит до конца непонятная ситуация с повреждением в Дюссельдорфе двух картин экспозиции – «Дамы в голубом» Сомова и автопортрета П.Кончаловского.

Главный хранитель Третьяковской галереи Екатерина Селезнёва прокомментировала ситуацию «Интерфаксу» предельно лаконично и туманно: «Картины решено вернуть в Москву из-за незначительных изменений состояния сохранности». Вот почему мы решили обратиться к госпоже Селезнёвой за более подробной информацией.

«Сама я в Дюссельдорфе не была, - сообщила она «Правде.Ру». – Выехавшие туда специалисты обнаружили, что на «Даме в голубом» Сомова приподнялся красочный слой с угрозой осыпи. Реставраторы немедленно провели предварительные работы с использованием осетрового клея и приняли решение, что эта картина, как и автопортрет Кончаловского, в Лондон не поедут. Они направляются в Москву, где мы проведём самый тщательный анализ их состояния и примем все нужные меры».

По словам главного хранителя Третьяковской галереи, «Дама в голубом» Сомова вообще первый раз выехала за границу. И, скорее всего, последний. Госпожа Селезнёва не стала связывать повреждения сомовского шедевра с весьма вероятными нарушениями температурного режима в дюссельдорфском «Кунст Палас», потому что не обладает никакой информацией на сей счёт.

«Трудно объяснить, почему это произошло, - сказала она нам. - Ведь картины как люди. Почему один человек заболевает насморком, а его знакомый – нет?»

Однако, по мнению экспертов, «Дама в голубом» могла пострадать из-за влияния скрытых в стене коммуникаций, в недопустимой близости от которых она провисела почти четыре месяца. Тем более, что «Кунст Палас» является новоделом довольно сомнительных архитектурных достоинств, о чём не раз писал классик немецкой литературы Гюнтер Грасс. Если это так, то произошедшее говорит о непрофессионализме организаторов с немецкой стороны, тем более, что «Кунст Палас» в основном специализируется на современном искусстве.

Случившееся в Дюссельдорфе заставляет весьма тревожиться о сохранности бесценных сокровищ российских государственных музеев во время экспозиции в Лондоне. О необходимости капитальной реконструкции Королевской академии живописи неоднократно писала британская пресса.

Кроме того, непонятно, каким образом будут защищены от возможных нападений хулиганов и вандалов, концентрацией которых Лондон славится ещё со времён Диккенса, такие поистине бесценные шедевры как «Танец» Анри Матисса. Напомним, что страховая сумма выставки «Из России» оказалась одной из самых рекордных в истории мировой выставочной деятельности – 900 миллионов фунтов стерлингов, что составляет 2 миллиарда долларов.

Главный хранитель Третьяковской галереи не стала комментировать прошлогодние высказывания директора ГМИИ имени Пушкина Ирины Антоновой, отметившей, что крупнейшие музей мира стараются не экспонировать наиболее ценные картины за своими пределами.

Однако, госпожа Селезнёва заметила, что в Третьяковке есть список шедевров, которые ни на каких условиях не покинут её стен, – например, «Троица» Рублёва, «Боярыня Морозова» Сурикова, «Явление Христа народу» Иванова. Теперь к ним прибавится и «Дама в голубом» Сомова.

Но стоит ли дожидаться возможных выходок лондонских хулиганов и провокаторов, чтобы всерьёз задуматься о сохранности бесценных картин во время их зарубежных гастролей?

Читайте по теме: Шедевры в Лондоне могут подменить?

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить