Покупая на аукционах, советуйся с Интерполом

Осенью традиционно начинаются торги крупнейших аукционных домов. Шедевры мировой живописи, антиквариат, старинная мебель и другие произведения искусства выставляются на продажу. К сожалению, иной раз на аукционах "всплывают" картины, которые ранее были похищены из музеев. Не удается избежать этого даже наиболее уважаемым и известным аукционным домам.

Примечательно, что сами организаторы торгов могут быть не в курсе того, что картина, которая выставлена на продажу, — ворованная. Конечно, о каждой картине, которая попадает в каталог, собирается подробная информация — о истории и времени ее создания, но все же, если представители музея сами не поднимут тревогу, наткнувшись в лотах на похищенное полотно, то аукционный дом может этот момент упустить из виду. Конечно, при соответствующем заявлении лот тут же снимается с продажи и организаторы аукциона идут на сотрудничество с правоохранительными органами.

Очевидно, что подобного рода случаи неприятны аукционным домам, которые позиционируют себя как простых посредников при продаже, не несущих ответственность за то, как та или иная картина попала к хозяевам, выставляющим ее на продажу.

Недавний случай — картина импрессиониста Дега "Прачки, страдающие от зубной боли", которая "всплыла" на вторичных торгах Sotheby's, спустя сорок лет после того, как ее похитили из французского музея. После того как Министерство культуры Франции связалось с представителями аукциона, картина была снята с торгов. Пока идет разбирательство, и чем там дело кончится — не ясно.

Читайте также: На "русских торгах" Sotheby's будет продавать картины украинских мастеров

Похищенные произведения искусства, которые оказываются среди лотов на аукционах — явление не то, чтобы частое, но стабильное. Также относительно недавний случай — украденное из Одесского музея западного и восточного искусства полотно Караваджо "Взятие Христа под стражу" отыскалось на одном из московских интернет-аукционов. Причем не через сорок лет, как картина Дега, а гораздо раньше.

Известен также случай с прославленным режиссером Стивеном Спилбергом, который приобрел на аукционе картину художника-реалиста Нормана Рокуэлла "Русская классная комната", заплатив за нее 200 тысяч долларов, а потом оказался втянут в судебное разбирательство, так как шедевр оказался похищенным из частной галереи. Спилберг даже в страшном сне не мог предугадать, что картина, которую он купил на вполне уважаемом аукционе, — краденая собственность, которая доставит ему кучу неприятностей и убытков.

Другой известный аукционный дом Christie's также несколько раз оказывался в подобной ситуации. Известен случай, когда Christie's снимал с торгов икону, похищенную из московского музея-заповедника "Коломенское". В преддверии торгов "Православные иконы и церковная утварь", проводимых аукционным домом 9 июня 2008 года, лот номер 161 — икона "Освобождение Москвы Великим князем Иваном III Васильевичем и Крестный ход с иконой Богоматери Владимирской" — был снят с продажи до выяснения обстоятельств.

Еще один случай — в 2006 году также при продаже на Christie's были обнаружены и возвращены похищенные в 2000-х годах из Российского государственного архива литературы и искусства города Москвы рисунки архитектора Якова Чернихова.

Обычно аукционные дома сразу идут на сотрудничество с правоохранительными органами, но обнаружить украденную картину на аукционе и вернуть ее — большая разница. Если первое сделать относительно легко, то второе — подчас очень сложно. Следствие может тянуться годами, а полотно все это время ждать своего часа и нового хозяина. Во всяком случае внимания аукционы вызывают не меньше, а иногда и много больше, чем самые престижные выставки самых известных живописцев.

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Автор Анастасия Рогова
Анастасия Рогова — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить