Автор bucker

Картины-раскраски Энди Уорхола снова в цене

Картина Энди Уорхола
Картина Энди Уорхола "Авария зелёной машины" на аукционе

На днях во время традиционных весенних торгов аукциона Christie's в Нью-Йорке ушла с молотка картина Энди Уорхола «Авария зелёной машины», которую продали за рекордную для этого художника цену - 71,7 млн. долларов. Всего полгода назад коллекционер из Гонконга за портрет бывшего китайского руководителя Мао Цзедуна («Мао») выложил всего-навсего 17,4 млн. долларов. И это оказалось самой крупной суммой, отданной за картину основоположника поп-арта, до нынешних торгов.

В картине «Авария зелёной машины» («Green Car Crash (Green Burning Car I)»), написанной в 1963 году, американский художник вместо пейзажа за окном подставляет виды на телевизионном мониторе. Почему за короткий срок так сильно возрос интерес к творчеству художника, рисовавшего в те же 60-е годы шпильки модных туфель для рекламы?

В теории постмодернизма художественный опыт 20 столетия назвали «кризисом репрезентации». Искусство постмодернизма было призвано прокомментировать этот кризис понимания и представления мира.

В 1962 году появляются большеформатные картины Энди Уорхола (Andy Warhol) под названием «Сделай сам». Изображения на них не обманывают зрителя. Картины напоминают альбом с детскими раскрасками, которые словно бы приглашают безучастного зеваку взять в руки кисть и принять участие в акте творчества. Самому дорисовать картину, наложив на нее отсутствующие мазки. Уорхол предлагает сделать картину в духе классических хитов модернизма, например пейзажей Ван Гога с ирисами.

- Картина – это образец для красивого раскрашивания. Именно так, чего уж тут скрывать, искусство живописи понимает большинство непрофессиональных «пользователей», - говорит искусствовед Екатерина Андреева , автор книги «Постмодернизм». – Ни один художник-модернист, верящий в то, что ему предстоит трансформировать двухмерный формат холста в значительный образ, предметный или абстрактный, никогда бы не согласился с подобным утверждением. Во всей своей ослепительной реакционности призыв Уорхола прозвучал революционно и демократично.

В те же годы в СССР знамением нового времени становится фотография бородатого мужика, который прямо на колхозном стане рассматривает репродукцию «Мадонны Литы» из собрания Эрмитажа. Именно в 50-е годы в профессию приходят художники, воспитанные не на уединенном созерцании музейных шедевров, а на качественных цветных репродукциях и широкоэкранном кино.

За четверть века до этого голландский историк Йохан Хёйзинга писал: «Между театром и синематографом лежит переход от созерцания игры к созерцанию тени этой игры. Слова и движение теперь уже суть не живые действия, а всего лишь репродукции. Во всем этом кроется известное обездуховление и истощение культуры. Искусство созерцания сведено теперь к умению быстро схватывать и понимать беспрерывно меняющиеся визуальные образы».

К поколению синематографа, у которого между реальностью и сознанием всегда находился киноэкран и рекламный плакат (с чем Хёйзинга связывал ослабление способности суждения), принадлежал и Энди Уорхол.

В 1962 году на выставке в Лос-Анджелесе художник демонстрировал 32 картины одного формата, размещенные четырьмя рядами по восемь штук в каждом с равными интервалами. На каждом из них изображена банка консервированного супа фирмы «Кэмпбелл», точнее, одна из серии банок, поскольку содержание супа, указанное на этикетке, разные: куриный с лапшой, мясной, луковый, томатный, овощной с индейкой и т.д. Под рядами картин прибиты полки, на которых как бы стоят продукты в супермаркете.

В таком художестве не было ничего новаторского. С инсталлированием играли еще в 1920-е годы. И картина с банной супа – это старинный брэнд уже в эпоху Уорхола. Мало того, упаковка и этикетка банки с супом не менялась с 1912 года и цена на нее оставалась неизменной в течение почти 40 лет. Говоря другими словами, Уорхол рисовал академический образ. Художники прошлого копировали античные образцы, а он взялся за изображение головы Аполлона, которая через ряд метаморфоз предстала в виде жестянки.

Новым оказалось представление этого образа. В галерее картины были показаны как серия товара одного наименования в магазине. В 1964 г. в нью-йоркской галерее «Bianchini» Уорхол участвовал в выставке «Американский супермаркет», на которой показал деревянные кубы – имитацию упаковки кетчупа «Хайнц». Не поленитесь, посмотрите с какого года производится этот продукт.

- Уорхол предложил иной способ понимания мира, антипатичный модернистским живописцам: сознание индивида не обволакивает уникальный предмет, но через серийный

Энди Уорхол
Энди Уорхол
предмет адаптируется к имперсональной реальности машинной цивилизации, - продолжает Екатерина Андреева. – Уорхол был первым, кто представил необратимость положения вещей, кто констатировал глобальное проникновение усредняющих признаков современной цивилизации в жизнь каждого человека.

Питерский искусствовед считает, что Уорхол «предложил по крайней мере два способа отношения к этим фатальным изменениям». Во-первых, можно любить мир в котором живешь. По словам самого художника, изображать деньги, Элвиса и суп «Кэмпбелл» ему нравится потому, что всё это составляет его жизнь точно так же, как и жизнь множества его сограждан, не зависимо от их социального положения.

Рядовые зрители, например, многие из видевших творения Уорхола в Третьяковке, заботил вопрос: был ли он наркоманом или просто алкоголиком? Почему Ленина надо рисовать с ядовито-жёлтым лицом и синей бородкой, а «великого кормчего» Мао Цзедуна с лицом розовым. Один из посетителей выставки Уорхола в Москве безапелляционно вынес свой вердикт: «Неудивительно, что художник скончался по неизвестной нам причине меньше чем через год после написания желтолицего Ленина с синей бородой». Видно, что-то не так было с головой у живописца.

Может статься, художественная натура первой осознает несовершенство мира и представляет его людям, лишенным творческого начала, таким, что последние пугаются, изумляются. Обычное под рукой мастера предстает порой ужасным, макабрическим, сатанинским. Тут уже, извините, виновато не зеркало, не художник. Только умирает Художник не в момент своей физической смерти - ведь живо его творчество и Он в нем. Смерть пожирает его в то время, когда он бронзовеет в памятниках и его творения продают с молотка за несусветные деньги.

Напомним, что с аукциона Sotheby's за 1,38 млн. долларов - сумму, в два раза превышающую первоначальную - ушел портрет Мэрилин Монро кисти Энди Уорхола.

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
Экс-прокурор Поклонская пришла в Думу с часами за 1/3 млн
Экс-прокурор Поклонская пришла в Думу с часами за 1/3 млн
Экс-прокурор Поклонская пришла в Думу с часами за 1/3 млн
Экс-прокурор Поклонская пришла в Думу с часами за 1/3 млн
Экс-прокурор Поклонская пришла в Думу с часами за 1/3 млн
Экс-прокурор Поклонская пришла в Думу с часами за 1/3 млн
Экс-прокурор Поклонская пришла в Думу с часами за 1/3 млн
Экс-прокурор Поклонская пришла в Думу с часами за 1/3 млн
Экс-прокурор Поклонская пришла в Думу с часами за 1/3 млн
Экс-прокурор Поклонская пришла в Думу с часами за 1/3 млн
Экс-прокурор Поклонская пришла в Думу с часами за 1/3 млн
Экс-прокурор Поклонская пришла в Думу с часами за 1/3 млн
Экс-прокурор Поклонская пришла в Думу с часами за 1/3 млн
Экс-прокурор Поклонская пришла в Думу с часами за 1/3 млн
Экс-прокурор Поклонская пришла в Думу с часами за 1/3 млн
Экс-прокурор Поклонская пришла в Думу с часами за 1/3 млн
Экс-прокурор Поклонская пришла в Думу с часами за 1/3 млн
Экс-прокурор Поклонская пришла в Думу с часами за 1/3 млн
Здоровые дети от ВИЧ-инфицированных родителей – это реально
Европа изгоняет фонд Сороса за разрушение суверенитетов
Всё ясно: коллеги Фельгенгауэр назначили "виновных"