Энди Уорхол живее всех живых

80 лет назад родился основатель поп-арта американский художник, фотограф и кинематографист Энди Уорхол. Проповедник американского образа жизни - American Way of Life, музыкальный продюсер, создатель стиля “Factory” и портретов идолов массовой культуры, он еще при жизни и сам превратился в идола.

«У мертвого Энди Уорхола день рождения. Нелепо, наверное, вспоминать о дне рождения мертвеца. Тем не менее, так, знаете ли, принято. День рождения трупа - дата, к которой можно приурочить нечто культурное. Повод поднатужиться да помянуть человека, который когда-то был живым, а потом почему-то умер», - написал однажды Макс Фрай.

Несмотря на свой многогранный талант, Уорхол прежде всего художник.

Рисунок «под Уорхола» сейчас может сделать любой, как и нарисовать квадрат Малевича. Но для этого потребовалось время. Он стал знаменитым художником в 1962 году после оформления банок для супа фирмы “Campbell”.

С Джоном Ленноном.
С Джоном Ленноном.

До этого была жизнь в эмигрантских кварталах Питтсбурга, куда его семья перебралась из деревни в Австро-Венгрии; смерть отца, работавшего на шахте; получение профессии декоратора витрин; учеба в Институте технологии Карнеги; работа иллюстратором в таких популярных журналах, как “Vogue” и “Harperґs Bazaar”.

Этого молодого человека, покрасившего свои волосы в белокурый цвет, что станет его фирменной маркой, можно было бы отнести к разряду первых метросексуалов, если бы не его нетрадиционная ориентация. Кое-кто из его приятелей кончил жизнь самоубийством, поговаривали, что виной тому было поведение Энди.

В 1968 году его знакомая и в некотором роде ученица Валери Соланас попыталась пристрелить Уорхола, но ему не суждено было пасть жертвой феминистки. Едва не дожив до собственного 60-летия, Уорхол скончается 22 февраля 1987 года от последствий операции на желчном пузыре.

До появления рекламных плакатов с банками для фаст-фуда Уорхол был всего-навсего посредственным художником со скандальной репутацией. После он попал в центр движения поп-арт, куда входили такие художники, как Рой Лихтенштейн, Роберт Раушенберг, Джаспер Джонс.

Таким Мика Джаггера увидел Энди Уорхол.
Таким Мика Джаггера увидел Энди Уорхол.

Успевал Энди заниматься и другой халтуркой: продюсировать группу “Undergrund Velvet” и выполнить несколько обложек для альбомов разных поп-групп (в частности, The Rolling Stones), а также снять несколько фильмов. Его фильмы не всякий сможет досмотреть до конца – самый длинный фильм Уорхола длится 25 часов.

Наибольший успех выпал на его долю, когда он нарисовал ряд портретов, исполненных в кислотной манере: Мэрилин Монро, Мика Джаггера, Мао Цзэдуна. Поговаривали, что в качестве «последнего штриха» Уорхол просил своих любовников помочиться на подобное «произведение искусства». Пиарщиком он оказался непревзойденным, в любом случае более талантливым, чем творец. Кроме того, реноме этого бывшего выходца из пролетарского района с сексуальными перверсиями, немало способствовала росту цен на его пачкотню.

Три года назад целую неделю в Москве проходила выставка его картин, до этого его показывали в северной столице. Это при том, что еще в середине 90-х имя Энди Уорхола, согласно социологическому опросу, проведенному в рамках проекта художников Комара и Меламида «Выбор народа», знали лишь 6 процентов населения России. И только один процент признавался в любви к создателю поп-арта.

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *