Потомок Людовика XIV против анимэ

Принц Сикст-Анри де Бурбон-Парм, явялющийся потомком французского короля Людовика XIV, фактически не играет никакой политической роли в современной Франции. Но сердце продолжателя династии Бурбонов не выдержало, когда покусились на святое — на Версаль. И принц через суд потребовал запретить в резиденции французских королей выставку японского художника Мураками.

Такаши Мураками — пожалуй, один из самых известных за пределами Японии художников. Многостороннее творчество "японского Энди Уорхола" известно всему миру. Художник, скульптор, мультипликатор, дизайнер, Такаши является одной из фигур, олицетворяющей современное искусство. Эклектика и ирония над всем, чем только можно, — вот отличительные черты работ Мураками. Его стиль чаще всего называют "психоделический максимализм" или "психоделический поп-арт".

Излюбленный персонаж Мураками — "неведома зверюшка" с третьим глазом во лбу, исполненная радостного и светлого безумия. Фанаты анимэ и поклонники современного искусства от работ Мураками в восторге. Он участвует и в дизайнерских экспериментах модных брендов, его работы раскупаются миллионерами, а выставки проходят по всему миру. Общий стиль его работ отдаленно напоминает всем известные японские комиксы манга, но сам художник уверяет, что вдохновение он черпает из буддийских свитков XII века и школы Эдо XVII века. Вот так у гениев все непросто.

А теперь представим себе кардинально противоположную фигуру — потомка французских королей, воспитанного на классике французской и мировой культуры. Изучившего Версаль (хоть тот ему и не принадлежит) как свою квартиру, и гордящегося историей Франции и своей королевской семьи. Версаль — роскошный памятник архитектуры, место, ежегодно посещаемое тысячами туристов, которое ЮНЕСКО включило в список всемирного культурного наследия. Любимое детище Людовика XIV — фактически, такой же символ Франции, как Эйфелева башня, но гораздо старше.

И вот, 14 сентября, среди всей этой королевской красоты и старинного великолепия, "засияли" немыслимые улыбки психоделических животинок Мураками. А ведь противники выставки японского художника задолго до открытия выставки устраивали акции протеста и выражали свое возмущение в прессе. Пять тысяч человек подписали прошение об отмене выставки директору Версаля и министру культуры Франции. Основной мотив протеста — требования уважения к историческому памятнику и всей французской культуры в целом.

Фото: AP

"Культурная оппозиция" во главе с принцем Сикстом-Анри и другими его родственниками четко оглашают свою позицию — современное искусство не должно разрушать культуру Франции. В конце концов, помимо Версаля полно выставочных залов,где можно было организовать выставку Мураками, не вызывая возмущения общественности.

Читайте также: Театральная победа "Архнадзора"

Но организаторы выставки на акции протеста не среагировали, и потомки французских королей пошли в суд. Кстати, они туда обращаются уже не в первый раз — в 2008 году активисты королевских кровей уже протестовали против выставки в Версале другого современного творца — Джеффа Кунса. Требовали выставку прекратить и Версаль очистить. Суд тогда отказал в удовлетворении иска. Вероятней всего, так будет и на этот раз. Если, конечно, потомки короля Солнце не привлекут на свою сторону общественность.

Кстати, Мураками, у которого это первая выставка во Франции, решил проявить уважение к консерватизму и не представил свои самые провокационные работы. Но это ему не помогло — консерваторы оценили появление его полотен в Версале как поругание над культурным наследием страны.

Стоит отметить, что протестуют активисты не против самого творчества Мураками, а исключительно против места, которое отведено под выставку. В основном, европейцы довольно лояльны к любым проявлениям современного искусства. Если уж даже выставку трупов анатома Гюнтера фон Хагенса убрали только после масштабных акций протеста.

Но все же примечательно, что не только у нас в России существует некий раскол в восприятии современного искусства. У нас тоже известны различные акции протеста. Одна из последних — очередная дискуссия вокруг памятника Петру I. Правда перенесли пока не Петра, а Лужкова: скульптурное изображение бывшего мэра столицы переехало из Московского музея современного искусства в Галерею искусств Церетели.

Однако у нас в России, в здании Третьяковской галереи и других, не менее крупных музеях, которые не являются специализированными музеями современного искусства, периодически проходят различные провокационные выставки (которые зачастую ставят в тупик не только простого человека, но и искушенного ценителя искусств). И никаких акций протеста эти выставки не вызывают.

Современное искусство, каким бы оно вызывающим не было, вызывает возмущение общественности лишь тогда, когда выходит из "резервации" и затрагивает смежные сферы человеческой жизни — социальную проблематику, политику, нравственные и религиозные аспекты. И если бы Мураками выставляли не в Версале, а где-нибудь в другом месте, потомки французских королей отнеслись бы к его творчеству более терпимо. Возможно, и сам Сикст-Анри сходил бы на выставку не за тем, чтобы выразить протест, а ознакомиться с новыми веяниями в живописи и графики.

Все самое интересное читайте в рубрике "Культура"

Автор Анастасия Рогова
Анастасия Рогова — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить