Хозяйка медных картин

На выставку народной художницы России Людмилы Беляковой - очередь. А афиш – не видать. Впрочем, такие мероприятия и анонсировать не надо - знающие люди сами приходят и приводят новых посетителей.

Равнодушных – нет. Невероятные краски этой металлической, "сверкающей живописи" завораживают с первого взгляда и вызывают чувство восторга.

Впрочем, так было далеко не всегда. Еще 13 лет назад Людмила Белякова, живя в маленькой деревушке на берегу Волги, создавала картины, как говорится, для себя, называя их «поделками" и совершенно не планируя выставлять в залах.

Все изменилось, когда на первой выставке в Европе были раскуплены все работы художницы, а за новыми - еще и не написанными – выстроилась очередь. Сегодня за живописью Людмилы Беляковой в ее маленькую деревню приезжают ценители искусства из Италии, Франции, Англии и других стран.

Глубину ее картинам придает свет. Настроение и даже время суток, запечатленные в произведении, могут меняться в зависимости от освещения. По-настоящему живой мир русской природы – отражение многих путешествий художницы по России. «Я начинаю рисовать, только когда переполнена сознанием необыкновенной любви», - признается Людмила Белякова. Именно потому ее картины и дышат свежестью и невероятно теплым чувством к жизни.

Но это не все. Она еще и автор техники моногравюры, работающий по уникальной технологии, суть которой художница разрабатывала и совершенствовала на протяжении многих лет. Рисуя, она не применяет краски, а только определенные химические соединения. Холст заменяют листы стеклотекстолита с медной фольгой или медные пластины.

С первого взгляда все просто: на медную пластинку резцом на предусмотренную глубину и под определенным углом нужно нанести рисунок, покрыть лаком и отполировать. Сложнее было придумать инструменты, найти нужные углы, сочинить систему образования цветовой гаммы, ведь из красителей используется только естественная черная сажа.

Контур же будущих картин создается с помощью резца и постоянной зачистки. Например, при боковой зачистке рисунок будет лучше виден со стороны, а если зачистка прямая - то и игра света будет совершенно другой. Но как передать необходимый эффект? Помогают опыт и интуиция. Любимому делу Людмила Белякова отдала уже более пятнадцати лет, посвятив большинство картин природе родного края. С ней художница давно нашла общий язык.

Ученица московского художника-графика Владимира Яроля, который является владельцем патента на выполнение работ по металлу в черно-белом изображении и создателем миниатюр и шкатулок, Людмила Белякова создала уже около тысячи пейзажей и гравюр на пластинах. При этом художница признается, что не достигла даже сотой части того, что заложено в меди.

В Москве передвижная выставка Людмилы Беляковой - уже в четвертый раз. Экспозиция – не менее ста работ - расположилась на территории храма Великомученика Никиты на Старой Басманной и будет открыта до 5 октября. Примечательно, что это предпоследняя выставка картин художницы. Так решила она сама.

Следующая экспозиция, на которой будут представлены только большие полотна, станет заключительной. Что поделать - так решила сама художница. А ее слово - закон.

Читайте еще в разделе "Культура". 

Автор Григорий Резанов
Григорий Резанов — журналист, фотожурналист, бывший редактор культурного раздела Правды.Ру
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить