Шедевры в Лондоне могут подменить?

Сенсационная отмена лондонской выставки "Из России: шедевры французской и русской живописи 1870-1925" объясняется юридической неразберихой. Но в арт-кругах вновь заговорили о возможности подмены бесценных картин во время их экспонирования за рубежом.

В конце прошлой недели руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой на экстренной пресс-конференции сообщил, что открытие выставки "Из России", намеченное на 26 января 2008 года в залах лондонской Королевской академии художеств, не состоится. Это новость стала неожиданной сенсацией мирового масштаба - ведь экспозиция уже находится за пределами России и без проблем показывается во Дворце искусств в Дюссельдорфе.

Руководитель Роскультуры объяснил ситуацию тем, что Великобритания не может пока предоставить стопроцентных гарантий, что наследникам дореволюционных коллекционеров Щукиных и Морозовых не будет дан отказ, если они захотят арест на шедевры, которые приобретали их предки.

Выяснилось, что английский закон "О государственном иммунитете" от 1978 года, гарантирующий возврат иностранных культурных ценностей, распространяется только на страны-члены Евросоюза. Британское посольство в Москве заявило, что якобы уже в начале января английский парламент срочно примет новый закон, который будет защищать и российские культурные ценности от исков частных лиц. Но вряд ли и в таком случае выставка откроется в ранее намеченные сроки.

Скандал вокруг лондонской выставки вновь вывел на поверхность давнюю тему - возможности подмены шедевров живописи на безупречно сделанные копии во время их зарубежных гастролей. В случае с выставкой "Из России" это особенно актуально - впервые за много лет из страны вывезены картины колоссальной ценности.

Так, страховая сумма в случае проведения выставки в Великобритании составит 900 миллионов фунтов стерлингов или 2 миллиарда долларов! За границей сейчас находятся не только хрестоматийные работы Репина, Левитана, Малевича, Кандинского и других классиков отечественной живописи. Туда вывезены поистине бесценные работы французских мастеров начала ХХ века. Даже трудно себе представить рыночную стоимость "Танца" Анри Матисса, учитывая то, что работы этого гения того периода, когда был создан "Танец", на аукционах практически не встречаются.

Тема подмены шедевров живописи на копии бурно обсуждалась летом 2006 года во время скандала из-за обнаружившихся хищений в Государственном Эрмитаже. Тогда бывший заместитель председателя Счетной палаты РФ Юрий Болдырев публично выразил сомнение в том, что после зарубежных выставок сокровищ Эрмитажа, проводившихся в 90-е годы, в Россию возвращались подлинники, а не копии.

Общественность вспомнила более чем прозрачные намеки в сериале "Бандитский Петербург" и других фильмах на возможность тщательно подготовленной подмены шедевров мировой живописи, которые перекочевали в частные коллекции отечественных и зарубежных воротил бизнеса.

А из обсуждений в интернет-дневниках петербуржцев было видно, что многие европейские ценители живописи убеждены, что в Эрмитаже самые ценные картины давно заменены на копии, поэтому смотреть там нечего.

Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский назвал тогда подобные разговоры инсинуациями. Представители экспертного сообщества также выразили свое возмущение, утверждая, что среди них есть такие специалисты, которые подлинного Рембрандта от поддельного отличить могут на глазок. Но даже дилетантов смутил подобный стиль аргументации. Хорошо известно, что уровень подделок за последние два десятилетия стал практически безупречным, а тема коррумпированности экспертов в области живописи перекочевала со страниц детективных романов в газеты и журналы.

Чтобы доказать абсолютную подлинность картины, сегодня нужно проводить сложнейшие исследования стоимостью в десятки, а иногда и сотни тысяч долларов. При честности экспертов, их проводящих, разумеется.

Что интересно, во время прошлогоднего скандала почти незамеченным прошло высказывание крупнейшего российского музейщика Ирины Антоновой - многолетнего директора Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина. Она обратила внимание на то, что в последние 15 лет крупнейшие музей мира, к примеру, Лувр или Дрезденская галерея, отказываются вывозить на выставки за границу свои наиболее ценные экспонаты.

Представить себе, чтобы "Джоконда" да Винчи сейчас также гастролировала по миру, как это было в 70-е годы прошлого века, почти невозможно. Так не стоит ли и крупнейшим российским музеям последовать их примеру в отношении хотя бы самых ценных своих сокровищ?

Этот вопрос тем более резонен, что Королевская академия художеств имеет далеко неоднозначную репутацию. Гарантии таких персон, как посол Великобритании в России Энтони Брэнтон или английский госсекретарь департамента культуры Джеймс Пернелл, что российские картины вернутся в целостности и сохранности, не впечатляют, поскольку не могут обеспечить самое главное - подлинность возвращаемых работ.

В свете этого вспоминается знаменитый комедийный фильм "Мистер Бин",снятый в 2000 году американскими продюсерами и содержащий более чем прозрачные намеки на нравы Королевской академии художеств. Напомним, что в картине британская академия посылает в США в качестве эксперта по живописи придурковатого смотрителя, которого играет всеобщий любимец Роуэн Аткинсон. Он не только портит шедевр американской живописи, но и организует выставление в галерее под видом идеально выполненной даже не копии, а репродукции.

Массовый зритель воспринял "Мистера Бина" как блестящую и эксцентричную комедию. Но специалисты в области живописи сочли фильм предельно понятным намеком в адрес британской Королевской академии художеств, где, дескать, работают неуловимые спецы по замене оригинальных шедевров их высококлассными копиями. Кстати, после этого фильма наиболее ценные картины их собраний лучших музеев Нью-Йорка, Чикаго, Лос-Анджелеса в Великобританию на гастроли отправлять перестали.

Думается, нашим руководителям музеев и чиновникам следует каждый раз пересматривать блестящую сатиру "Мистер Бин", прежде чем они будут решать вопрос об отправке культурных ценностей на выставки в Великобританию.

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *