Соприкоснитесь с роскошью царской России!

Выставка царского оружия: уникальные образцы искусства русских оружейников

 

Что, по-вашему, должен чувствовать бывший военный и заядлый охотник, окажись он среди уникальных образцов боевого оружия? Ну, во-первых, было бы неплохо, чтобы кто-нибудь сопровождал его в этом удивительном странствии по истории: не дай Бог, что пропадет. Во-вторых, а не заткнуть ли ему рот? Чтобы не порол при этом всякую чушь. И, вообще, не стоит удивляться, если при виде выставочных экспонатов он просто-напросто впадет в кому... Не беспокойтесь, все в порядке. Просто я вообразил, будто отправился на охоту с Петром I или Александром III.

Благодаря открывшейся в Кремле выставке царского оружия у меня появилась уникальная возможность увидеть просто уникальные образцы. Спонсором выставки выступил "Росбанк", а организовал ее Государственный музей Московского кремля. Кроме холодного и огнестрельного оружия, на выставке представлены также и символы царской власти.

 

 

 

Не без помощи сотрудников музея — заместителя директора международного отдела музея Зельфиры Трегуловой и главного специалиста отдела Веры Саркисовой — мне удалось соприкоснуться с прошлым России и насладиться совершенством истинных произведений искусства, созданных 300-400 лет назад для славных дел и удовольствий русских царей.

На выставке, охватывающей период с XVII про XIX века, можно увидеть лучшие образцы оружия, которые принадлежали 10 представителям правившей в России с начала XVII века династии Романовых. Один из любопытнейших экспонатов выставки это боевой шлем, предназначавшийся для родоначальника царской династии Романовых — Михаила. Он являлся частью "великолепного облачения русского царя". Шлем в самом деле великолепен: золото и драгоценные камни — непременный атрибут царской власти. Здесь же можно увидеть и другие составляющие царского облачения, в частности, золотые лук и колчан, украшенные драгоценными камнями, с изображением герба в виде Святого Георгия и двуглавого орла. В свое время стоимость двух этих предметов составляла 2.200 рублей (оружейных дел мастер тогда получал максимум 250 рублей в год).

И испытал благоговение перед высочайшим мастерством, благодаря которому появились на свет все эти произведения искусства. Просто удивительно, насколько мастерски все они выполнены! А ведь инструменты тогдашних мастеров были далеко не совершенны. В кремлевских мастерских трудились лучшие русские оружейники, были там и приглашенные из-за границы "специалисты". Некоторые из представленных экспонатов свидетельствуют о влиянии Востока. Например, секиры, которыми была вооружена личная охрана русского царя: позолоченные лезвия в форме полумесяца с выгравированной на них символикой дома Романовых.

На выставке также можно увидеть кольчуги, которые на протяжении веков были частью боевого и парадного облачения русских воинов. Русские кольчуги высоко ценились в Европе, их часто приобретали для себя западноевропейские правители и вельможи. Традиционное военное снаряжение весило около 10 кг. Оно защищало тело воина от стрел и копий вплоть до XV века, когда появилось огнестрельное оружие. Однако еще и в середине XVII века русские воины носили металлические доспехи. Тогда в России было сформировано несколько так называемых новых полков, в состав которых входили и приглашенные в Россию иностранцы. Вместе с иностранцами появилось в России и новое оружие.

Только представьте себе, что значило быть в то время солдатом. Все битвы велись врукопашную с использованием самого жестокого оружия! И никто не стрелял друг в друга с расстояния в 300 ярдов (ок. 270 метров)! Тогдашние убийства были честнее, и ты совершал их лично, стоя лицом к лицо с врагом. Мы так привыкли к средневековым кинорыцарям, к блеску их оружия на поединке во славу прекрасной дамы. Как все это выглядит чистенько, опрятненько. Но сколько там было на самом деле жестокости и крови. Ведь в средневековых летописях о битвах зачастую сообщается, что "крови было по колено" и "груда мертвых тел достигала 8 футов (ок. 2,5 метра) в высоту". Возможно, это преувеличение, но, поверьте, не такое уж и большое. Сколько раз я сам лично видел разлагающиеся тела людей, погибших от обстрелов, бомбардировок, пожаров, дорожных аварий и самоубийств! Должен вам признаться, это вовсе не вызывает приятных ощущений.

Так вот, попробуйте поставить себя на место тогдашнего солдата, вообразите, о чем он мог думать, видя сотни, а то и тысячи надвигающихся на него вражеских воинов. Должно быть, он не переставал думать о том, что нужно с размаху врубиться в идущую на него массу и крушить врагов направо и налево. Повсюду кровь, куски человеческих тел, вопли раненых подобны шуму волн штормового моря, в нос бьет запах крови и пота. У него самого практически никаких шансов выжить, и он прекрасно это знает. А ведь ему всего-то лет 16-17, не больше, он из бедной семьи (а никакой не королевский паж, как хотелось бы думать).

Как это ни смешно, но на протяжении многих веков военным почти не удавалось воспользоваться плодами "передовых военных технологий", хотя оружие вроде бы и совершенствовалось. Во время известного сражения у речки Литтл-Бигхорн численность войск генерала Кастора благодаря действиям нескольких индейских племен сократилась в 10 раз. Солдаты гибли буквально один за другим, и отчасти потому, что им приходилось воевать уже устаревшим на тот момент огнестрельным оружием, в то время как индейцы были вооружены новейшими винтовками. Как свидетельствуют документы, даже использовавшиеся там патроны не подходили к солдатским ружьям. Мне довелось побывать в тех местах (это на юго-востоке Монтаны). Солдат хоронили там, где они гибли. Я видел их могилы и кое-что узнал о тех боях.

Какое время и место ни возьми, участь солдата всегда примерно одна и та же. Он молодой человек, которому суждено воевать и погибнуть на равнинах Запада. Он из бедной семьи и вынужден противостоять не только врагу, но и непогоде, собственному несовершенному оружию, а временами — даже своему начальству. Индейцы с боевым кличем начинают конную атаку, а наш солдат пеший, потому что ему пришлось подстрелить собственную лошадь, которая стала его прикрытием от пуль и стрел. И от винтовок он вынужден отстреливаться единственным и далеко не совершенным ружьем. И пока он пытается перезарядить свое ружьишко, смерть подступает вплотную, и эта операция теряет всякий смысл. Последнее, что он видит, это томагавк, летящий в его голову. И русский солдат, как любой другой солдат в мире, переживал нечто подобное.

Здесь на выставке моему взору предстало самое совершенное (по тем временам) ружье в мире, и сделали его в России. Это ружье с нарезным стволом, с ним русские цари в XVII веке ходили на охоту. Прошло еще 200 с лишним лет, прежде чем та же технология стала применяться в Англии для производства боевых ружей. Это было время войн с Наполеоном. Тогда самый натренированный солдат мог произвести максимум 3 выстрела в минуту. А член подразделение под названием "Ружья Шарпа" мог произвести 5 выстрелов за тот же отрезок времени. Для начала XIX века это был несомненный успехом. Но где им до нынешних военных: современное оружие позволяет выпустить сотни, а то и тысячи пуль минуту.

Прошло еще более 100 лет, прежде чем американцы пустили в ход более совершенное оружие. Это произошло во время американской революции. Знаменитым кентукийским ружьем колонисты защищали свою независимость от Британии. Это довольно длинное ружье (чуть ли не длиннее самого стрелка) было способно поражать цель на расстоянии в 300 ярдов. Даже по нынешним меркам это неплохо. А британцы были вооружены мушкетами "Браун Бесс". Их можно было быстро перезарядить, однако они с трудом поражали цель и на расстоянии в 100 ярдов. Таким образом американцы могли поразить врага, оставаясь неуязвимыми для британского оружия. Говорят, британское командование даже жаловалось Вашингтону на эти самые кентукийские ружья. Британцы явно были недовольны "техническим" превосходством американцев в этой войне.

Великолепное охотничье ружье я обнаружил на выставке. Сделано оно в 1743 году для царицы Елизаветы Петровны. Да, представьте себе, даже женщины из царской семьи были не прочь поохотиться. Охотничье ружье Елизаветы заметно опережало свое время, на вооружении военных оно появилось лишь через 140 лет. Вот так. Русские оружейники владели "передовыми военными технологиями", а горемыки-солдаты продолжали стрелять из мушкетов с кремневым затвором. Тоже по-своему передовое оружие, но сколько нужно усилий, чтобы поддерживать его в рабочем состоянии! 300 лет для стрельбы из них использовался черный порох, а значит, сразу после выстрела ружье надо было чистить. Приходилось бить по стволу, дышать на него, чтобы порох внутри не затвердел (это несколько облегчало процесс перезарядки).

Сделаешь несколько выстрелов, и пожалуйте чистить ружье, иначе там скопится несгоревший порох, и в цель уже не попасть. Самый легкий способ почистить ружье — это бросить его в кипяток, и сырой порох отходит. Надо сказать, что эта технология по-прежнему используется военными в местах боевых действий. Когда я служил в армии, мы так же опускали в кипяток наши М-16. Конечно, делалось это в случае крайней необходимости. Не всегда ведь есть возможность "искупать" ружье.

Уход за оружием — это старая традиция, и существует она столько, сколько существует сама армия. Оружие — это жизнь воина, и чтобы в решающий момент он сослужило добрую службу, нужно держать его в полном порядке. Я слишком хорошо осознал это, когда служил в конце 80-х — начале 90-х служил на Филиппинах. При мне там 6 раз предпринималась попытка государственного переворота. Я тянул лямку военной службы и вынужден был воевать за коррумпированное и совершенно никчемное правительство Карасона Акино, хотя в душе я был на стороне мятежников. Террористы убивали филиппинских полицейских и военных, американских военных и работавших на Филиппинах гражданских, среди которых были и мои друзья. Патрулируя улицы, мы на случай возможной засады держали пистолеты под полой. Нам только и оставалось надеяться на то, что оружие наше нас не подведет.

Весьма впечатляет витрина с пневматическим оружием: англичане подарили царице Елизавете в 1740 году. Я говорю о винтовках, которые заряжались с казенной части: выстрел производился благодаря воздуху, который вручную закачивался в патронник ружейной ложи. Весьма изобретательно! И опять же, это оружие намного опережало свое время. Из таких ружей можно было стрелять по дичи среднего размера.

Но если оставить в стороне практическое применение всех этих ружей, невозможно не заметить, что это истинные произведения искусства. Мечи, ножи, ружья и пистолеты с инкрустацией из золота, серебра, перламутра и драгоценных камней с клеймами оружейных мастеров, с точки зрения своей культурной значимости, несомненно, в состоянии конкурировать с любой картиной или скульптурой. А если все-таки вспомнить, что эти произведения искусства могут пригодиться в бою или на охоте, это делает их тем более притягательными. Мое внимание, в частности, привлекло одно охотничье ружье. Я никак не мог оторвать от него взгляда. Ствол был изготовлен из корня яблони аж 300 лет назад. Прекрасная резьба по дереву затмит любую, даже самую дорогую мебель. Попробуйте поставить рядом это ружье рядом с нынешней продукцией оборонной промышленности. Невольно засомневаешься: а действительно ли человеческое общество идет вперед, а, может, наоборот?

Я понимаю, все это музейные ценности, но все-таки, должен отметить, что все экспонаты в великолепном состоянии. Большинство из них — будто только что из мастерской, приготовлены для царской охоты. Никакой ржавчины, никаких потертостей. Везде прекрасно сохранилась резьба по дереву. Мне особенно понравились ружья с резьбой по кости: ствол совершенно не пожелтел, хотя с костью это обычно случается. Уникальный образец. Конечно, за ними следит столько людей, и хранятся они при постоянной температуре. Я сам охотник и знаю, что приходится терпеть ружьям, когда их хозяин продирается через лес в поисках желанного трофея. Думаю, и этим музейным ружьям тоже пришлось потрудиться, однако они в прекрасном состоянии, словно только что изготовлены. Вот интересно, а как будет выглядеть оружие нашего времени лет через 300-400?

Благодаря императору Александру I, который в 1806 году перевез коллекцию из Санкт-Петербурга в Москву, мы можем теперь прикоснуться к этому периоду русской истории. На этой выставке каждый найдет для себя что-то интересное. Будь он охотник или военный, который хочет полюбоваться дорогим оружием, или любитель искусства, который действительно может оценить качество драгоценных металлов, камней и гравировки, или историк, который способен оценить не только сами предметы искусства, но и то, что они представляют нам определенный период в истории России. Не важно, что приведет вас на эту выставку, главное — у вас есть возможность полюбоваться роскошью, в которой жили русские цари.

Дэвид Мисселт

Стажер ПРАВДЫ.Ру

Из Университета Висконсина, Ривер Фоллз

Перевод с английского Веры Соловьевой

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Последние материалы