На кого работает руководство Третьяковки?

В Государственной Третьяковской галерее неумело пытаются замять скандал, связанный с открывающейся под её эгидой 19 октября в Париже выставкой «Соц-арт: политическое искусство в России». Создаётся впечатление, что руководители Третьяковки не только замешаны в неприличной провокации, но и пиарят одиозные галереи «актуального искусства». Координатор движения «Народный собор» Олег Кассин обратился к Генеральному прокурору с требованием привлечь к уголовной ответственности всех организаторов выставки «Соц-арт».

Не только нам приходилось писать, что собирание и пропаганду современного искусства за казённый счёт монополизировала группа граждан, считающая почему-то, что их вкусы являются единственно верными. С биеннале на биеннале кочуют одни и те же «актуальные мастера», которые отсутствие элементарного профессионализма компенсируют политическими провокациями и хулиганством непристойного характера. Именно эти псевдохудожники – все эти набившие оскомину пошлостью и однообразием «Синие носы», Владики Мамышевы-Монро, Дмитрии Врубели и прочие друзья Леонида Баженова, Кати Деготь, Марата Гельмана и их покровительницы Майи Кобахидзе – получают самые выгодные места и на столичной биеннале современного искусства, и в стенах государственного музея современного искусства. Обо всём этом, как выразился в своё время Иосиф Бродский, «интернационале бездарностей» есть прекрасное эссе несравненной интеллектуалки Сьюзен Зонтаг «Против интерпретации».

Но больше всего «актуальных» и «современных» художников, не умеющих, похоже, элементарно рисовать, но со смаком повторяющих зады западного авангарда сорокалетней (!) давности, полюбили в Государственной Третьяковской галерее. Заведующий отделом современных течений Андрей Ерофеев, которого только его друзья считают «гениальным экспертом», в последнее время ведёт себя так, как будто считает своё место пожизненным кормлением. Предельная вкусовщина ( хочется надеяться, бескорыстная) этого деятеля не раз приводила к громким скандалам, на которых Ерофеев и его друзья-галеристы вовсю пиарятся.

Так, в апреле Андрей Ерофеев был куратором гнусной выставки «Запрещённое искусство» в Музее имени Сахарова, где были собраны богохульные и непристойные опусы различного рода самозванцев, от демонстрации которых отказались даже на московской биеннале. Это бесстыдство возмутило вдову академика Сахарова Елену Боннэр, из Чикаго приславшей письмо с требованием немедленно прекратить кощунство. Но Ерофеев и его друг, директор сахаровского музея Юрий Самодуров, в ответ только глумливо смеялись.

И вот новый скандал, на этот раз беспрецедентный. Неделю назад министр культуры РФ Александр Соколов заявил, что Росохранкультура не допустила до вывоза в Париж на выставку «Соц-арт:политическое искусство России» 17 работ. По мнению Соколова, решение абсолютно правильное и законное, ибо от имени крупнейшего государственного музея хотели демонстрировать халтуру похабного и предельно провокационного свойства.

И это не только пресловутая «Эра милосердия» - бездарная и намылившая не только глаз, но и другие части тела на всевозможных выставках поделка «Синих носов», изображающая двух потрёпанных «голубых», одетых в милицейскую форму и целующихся взазос – видимо, друзей самих «Синих носов». Третьяковка хотела тихой сапой отправить в Париж грязную провокацию, рассчитанную на оскорбление китайского народа и ухудшение российско-китайских отношений.

Сразу почувствовав, что «дело пахнет керосином», руководитель ФАККа Михаил Швыдкой заявил, что это не Росохранкультура, а его ведомство первым проявило чувство ответственности и меры и не допустило провокационную похабель в Париж, что является неправдой. Затем в бой вступило руководство Государственной Третьяковской галереи, пытающееся убедить общество, что оно ещё раньше Швыдкого приняло нужные меры.

В начале оправдываться стал генеральный директор Третьяковки Валентин Родионов. Неожиданно выздоровев, он на открытии юбилейной выставки Шишкина сказал, что министр Соколов не совсем прав. Третьяковка перед самой отправкой колонны грузовиков якобы сама очистила экспозицию от всякого рода провокационной халтуры. А виноват во всём один Андрей Ерофеев, который уже имеет, по словам Родионова, пять выговоров, но, тем не менее, продолжает нормально работать над организацией новых провокаций, поражая делающимися в Париже наглыми и невежественными заявлениями.

После Родионова в ИТАР-ТАСС заявилась целая делегация руководства Третьяковки во главе с первым заместителем гендиректора Лидией Иовлевой. Андрея Ерофеева среди них не

На кого работает руководство Третьяковки?
На кого работает руководство Третьяковки?
было – в экстренном порядке он отбыл в Париж и на контакты с российской прессой даже по телефону не идёт. То, что говорила госпожа Иовлева, было здраво во всех отношениях. Она сообщила, что Третьяковка сама решила снять с парижской выставки 17 работ, поскольку они носят «провокационный и хулиганский характер».

«В современном искусстве часто присутствует провокативность, и это нормально, - считает госпожа Иовлева. – Но когда речь идёт о провокации политической, да ещё хулиганского характера или с использованием ненормативной лексики, нацистской символики, наша позиция однозначна – такие опусы на выставках, организуемых Третьяковкой, показываться не будут. Мы, как государственное учреждение, имеем полное право отказаться от таких работ. И это вовсе не цензура, потому что никто не вправе запретить показывать одиозные творения в частных галереях».

Кстати, присутствовавший в ИТАР-ТАСС советник французского посольства Жан-Люк Гозетер полностью согласился с доводами Лидии Иовлевой, сказав, что не видит в случившемся никакого проявления тайной цензуры. А подобные случаи нередко случаются и на Западе – достаточно вспомнить недавний скандал с изъятием с выставки «педофильского» фото из коллекции самого Элтона Джона.

Судя по всему, госпожа Иовлева – большая мастерица благостно «заговаривать зубы». И всё было бы прекрасно, если бы, как говорится, «малину не испортила», куратор современного искусства Третьяковской галереи Ирина Лебедева. Пытаясь обелить Андрея Ерофеева, она выдала сенсационный секрет. Оказывается, и похабно-унылые «голубые» милиционеры, и прочая бесовщина от «Синих носов» была включена в экспозицию «Соц-арт» с согласия не только её, но и гендиректора Третьяковки Валентина Лебедева. Дескать, висели эти опусы во время весенней биеннале в той же Третьяковке на Крымском валу – « и никакой реакции тогда не было. Поэтому мы (вместе с Родионовым – И.А.) с чистой совестью (!!!-И.А.) решили включить её в состав выставки «Соц-арт» в Париже. Отрицательный опыт – это тоже большой опыт, который нам необходим».

Из откровений Лебедевой следует, что Валентин Родионов не только видел все работы, отобранные Андреем Ерофеевым, но и одобрил их отправку в Париж. При этом гендиректор Третьяковки, похоже, знал, что это может привести к шумному скандалу. Прекрасно знал, но довёл дело до «неожиданного реприманада» на таможне. Иначе как провокацией такое поведение руководства галереи назвать трудно.

Равно как и бесплатным грандиозным пиаром за казённый счет частных галерей «современного искусства». В частности, пресловутой галереи Марата Гельмана, наиболее активно впаривающей халутуру «Синих носов» богатеньким «лохам». Кстати, поведение Марата Гельмана в нынешнем скандале возмущает даже тех, кто искренне сочувствовал постигшему его недавно горю и надеялся, что уж теперь Марат сосредоточится на искусстве, пропагандирующем непримиримую борьбу с наркотиками. Вместо этого он опустился до хамских выпадов в отношении министра культуры, обвиняя в невежестве одного из самых авторитетных российских музыковедов.

15 октября на имя Генерального прокурора обратился директор правозащитной организации «Центр народной защиты» и координатор движения «Народный собор» Олег Кассин. Он требует провести прокурорскую проверку по факту проведения в Третьяковской галерее выставки «Соц-арт» ещё в феврале и формирования «парижского» варианта экспозиции. В частности, в публичной демонстрации одной из работ «Синих носов», где изображены в ёрнической манере граждане в масках Иисуса Христа, Пушкина и Путина, он видит «откровенное глумление над христианскими ценностями и нормами, оскорбление религиозных чувств миллионов верующих христиан».

Правозащитники считают, что устроители выставки «Соц-арт. Политическое искусство в России» должны быть законным образом привлечены к уголовной ответственности. Также необходимо, по их мнению, «провести проверку на предмет нецелевого расходования бюджетных средств, выделяемых Государственной Третьяковской галерее для организации и проведения выставок и приобретения картин». Думается, что в такой проверке нуждается и вся деятельность по распределению бюджетных средств, осуществляемая под руководством начальника отдела современного искусства ФАККа Майи Кобахидзе.

Ещё раз подчеркнём – никто не призывает к цензуре, к гонениям на тех же «Синих носов». Но, как мудро заметила несколько по другому, оперному, поводу Галина Вишневская, если кому-то очень нравятся подобные «художества», пусть проводят выставки на свои, а не на казённые. Или как в Америке – на деньги спонсора. Например, большого ценителя «соц-арта» Михаила Ходорковского, давно заявлявшего о желании помочь «актуальному» искусству. Тем более, что деньги осуждённому олигарху в ближайшие годы не понадобятся, ибо он находится на гособеспечении. Но даже семья Ходорковского, видимо, брезгует спонсировать то, что с отбирают для международных выставок «эксперты»-самозванцы типа Андрея Ерофеева.

Как тут не вспомнить замечательное решение, которое, придя к власти, в 1979 году, приняла Маргарет Тэтчер. Обнаружив, что львиная доля госсредств на культуру тратится на поддержку тамошних «синих носов» и каких-нибудь «красных трусов», она эту халяву быстро прекратила. А сэкономленные таким образом деньги направила на развитие и модернизацию бесплатных районных библиотек в рабочих кварталах Лондона и других английских городов.

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить