Арт-деко: прощание перед возвращением

В Лондоне в музее Виктории и Альберта открылась крупнейшая за последние 20 лет выставка предметов в стиле Арт-Деко.

Ни одна крупная выставка не возникает из воздуха — потребность вспомнить, собрать, проанализировать художественно-исторический материал на данную тему у искусствоведов возникает тогда, когда в обществе возникает устойчивый интерес к теме.

Стиль Арт-Деко представляет собой великолепную возможность сочетать почти невозможное — наслаждаться элегантностью и утонченной красотой вещного мира и одновременно демонстрировать почти неприличную буржуазную роскошь.

Обтекаемый, геометрический стиль впервые стал популярным в 20-30-е годы нашего века. Он характеризуется закругленными углами, четкими вертикальными линиями и вогнутыми формами. Источники Арт-Деко — рисунки кубистов, искусство американских индейцев, современный автомобильный и авиационный дизайн. Обычные материалы включают в себя экзотические сорта древесины, пластиковый ламинат, хром и нержавеющую сталь. Как художественное течение Арт Деко оформился в 1906-1912 годы и достиг расцвета между 1925 и 1935 годами.

На лондонской выставке представлены эксклюзивные украшения от Картье, одежда 30-х годов, старинная модель автомобиля "крайслер" и т.д. Многие экспонаты впервые собраны вместе после знаменитой Парижской выставки 1925 года. Экспозиция охватывает период с 1910 по 1939 год.

После четырех месяцев работы в Лондоне выставка "Арт-Деко: 1910 -1939" отправится в путешествие сначала в Торонто, а затем в Сан-Франциско и Бостон.

Период выбран не случайно — это передышка Европы между двумя войнами, эпоха, характеризующаяся с одной стороны стремлением забыть об ужасах войны и стремлением эстетизировать мир, с другой стороны — это "пир до и после чумы", в котором чувствуется жажда и наслаждение жизнью вместе с пониманием ее непрочности и скоротечности.

Во времена Арт-Деко Европа открыла для себя джаз и Африку с их диким буйством форм и композиций и облекла это в оставшуюся от декаданса начала века европейскую утонченность. Гибрид превзошел все ожидания — родился Арт-Деко и заполонил собой все — музыку, архитектуру, дизайн помещения, моду...

В 1966 году, во время выставки в парижском Музee декоративных искусств вернулся интерес к стилю и тогда же сложилось его название. До этого Арт-Деко называли модерном с различными эпитетами, характеризующими частные особенности направления — "джазовый модерн", "обтекаемый модерн", шведский, голландский, итальянский, чешский, английский...

Перерыв в популярности Арт-Деко был вызван великой депрессией, когда стремление экономить на всем проникло в дизайн.

Кульминацией направления Арт-Деко была Нью-йоркская всемирная выставка в 1939 году. После начала второй мировой войны мир изменился бесповоротно, и стиль Арт-Деко стал частью истории декоративно-прикладного искусства.

Осознание прошлого необходимо перед его возвращением. В сущности, мы снова живем в эпоху Арт-Деко — период между двумя войнами. Ощущение надвигающейся третьей мировой превращает любой акт искусства в "пир накануне чумы". Стало быть, Арт-Деко должен вернуться.

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить