Юрий Разгуляев: Президент Киргизии не решился помиловать Феликса Кулова

Президент Киргизии подписал указ о помиловании Топчубека Тургуналиева, одного из самых радикальных оппозиционеров республики, лидера партии «Эркиндык». Акт этот связан с десятилетием независимости страны и многочисленными обращениями политических партий и общественных организаций.

Приговор — шестнадцать лет лишения свободы — был объявлен Топчубеку Тургуналиеву 24 ноября 2000 года. Он был осужден за участие в подготовке покушения на президента Киргизии, в котором Тургуналиеву отводилась роль «идеологического разработчика». Процесс этот вызвал тогда в республике самые противоречивые отклики. Большинство киргизстанцев совсем не убедили доводы обвинителей и показания участников операции. Тем более, что «подельниками» Топчубека Тургуналиева оказались сельские жители из самых глухих и отдаленных районов, не имевшие до этого никакого отношения к политике. Да еще негласный осведомитель спецслужб, который сразу же после объявления приговора был освобожден из-под стражи.

Все эти моменты дали основания многим экспертам утверждать, что громкое «покушение» было придумано спецслужбами для изоляции самого непримиримого оппозиционера, имевшего к тому же довольно солидный рейтинг в общественном мнении республики. Убедил их в этой версии и тот факт, что всех «террористов», за исключением Тургуналиева, уже в ближайшие месяцы помиловали и отпустили на свободу. Предлагали покаяться и «идеологу покушения». Но он категорически стоял на том, что никакого отношения к подготовке террористического акта не имел, и каяться не хотел.

Тем не менее, президент «простил» его и сначала сократил срок заключения до шести лет, а теперь вот и вообще освободил от наказания. Интересно, что на пресс-конференции, где госсекретарь Осмонакун Ибраимов огласил акт помилования, журналисты интересовались судьбой и еще одного узника — бывшего вице-премьера Феликса Кулова. Тем более, что как раз в эти дни исполнилось десять лет московского путча, когда генерал милиции был практически единственным чиновником высокого ранга, вставшим рядом с Аскаром Акаевым против ГКЧП. Есть даже мнение, что именно Феликс Кулов сыграл тогда решающую роль в сохранении у власти первого всенародно избранного президента.

Генеральный прокурор республики объяснил журналистам, что Феликс Кулов до сих пор виновным себя не признает, а это не дает президенту основания для помилования. Тем более, что главному оппозиционеру, лидеру партии «Ар-Намыс» грозят новые громкие процессы. Правда, по старым уголовным делам, уже давно рассмотренным во всего судебных инстанциях. Даже в Конституционном суде, который признал тогда Феликса Кулова совершенно невиновным.

Но обвинителей, похоже, это совершенно не останавливает. И подготовка процессов над тем, кто в свое время спас президента, идет полным ходом. Кстати, и Топчубек Тургуналиев сыграл в те памятные дни далеко не последнюю роль. Именно он во время голосования за кандидатуру первого президента независимой Киргизии организовал на ступенях Дома правительства голодовку радикально настроенной молодежи. Они выступали против лидера коммунистов Абсамата Масалиева и требовали избрания демократически настроенного Аскара Акаева.

Тогда и сам президент признавал решающую роль, которую сыграл в его избрании Топчубек Тургуналиев — радикальный лидер первого в Кыргызстане демократического движения. Он сделал его членом президентского Совета, ректором педагогического университета. А от ДДК потом отпочковались многие политические партии — «Ата-Мекен», «Эркин Кыргызстан», «Асаба». Однако впоследствии пути соратников по либеральной революции разошлись и довольно далеко. Президент стал постоянным объектом критики радикальных демократов. Главным образом за антисоциальный характер проводимых реформ и грубые просчеты в кадровой политике. Бывшие его соратники и спасители стали яростными оппозиционерами, а Топчубек Тургуналиев и Феликс Кулов даже оказались на тюремных нарах.

Впрочем, Топчубек Тургуналиева, шестидесятилетний оппозиционер, после нескольких арестов и сроков потерявший значительную часть здоровья, уже вряд и представляет собой серьезную опасность для новой власти. Тем более, что и главная его пора — студенческая молодежь — за годы рыночных реформ стала совсем другой. Теперь уже вряд ли радикалы смогут поднять будущих юристов и менеджеров на многотысячные протесты и демонстрации.

Гораздо опаснее новый тип оппозиции, которую представляет сегодня Феликс Кулов. У нее есть и деньги, и международная поддержка, и определенная опора среди бизнесменов, недовольных клановым переделом собственности. Поэтому и не попал генерал под юбилейную амнистию, поэтому так настойчиво реанимирует власть его старые грехи и обвинения.

Юрий Разгуляев

ПРАВДА.Ру

Бишкек

Киргизия

Ссылки по теме:

Независимая газета

"Киргизский Уотергейт" завершился

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить