Исламское образование в Киргизии становится источником экстремизма и напряженности

В Бишкеке торжественно объявлено об открытии в городе Нарыне регионального отделения Университета Центральной Азии, основные факультеты которого уже действуют в столице республики. Среди многочисленных учебных заведений нынешней Киргизии новый вуз обращает на себя внимание, прежде всего тем, что финансирует его Фонд Ага Хана IV, духовного и финансового лидера исмаилитов.

Сегодня в мире насчитывается более 20 миллионов приверженцев исмаилизма, которые проживают в основном Индии, Пакистане, Афганистане, Центральной Азии, Танзании, Кении, странах Персидского залива, Иране, Ливане, Сирии. По сравнению с традиционным исламом течение это крупным назвать нельзя. Тем не менее, имамат исмаилитов считается в мире достаточно влиятельной организацией. И объясняется это, прежде всего, фигурой, которая стоит во главе этого религиозного течения. Духовный лидер исмаилитов Ага Хан IV (принц Карим аль-Хусейни-шах) — один из богатейших людей планеты, истинно восточный аристократ, получивший прекрасное западное образование в Гарвардском университете США. При этом все свои деньги он тратит на распространения учения, возникшего еще в середине VIII века после раскола в шиитском исламе.

Обладая разветвленной сетью коммерческих структур, Ага Хан имеет возможность финансировать многочисленные проекты в странах третьего мира. А ведущей организацией, претворяющей эти проекты в жизнь, является Фонд его имени, основанный в 1967 г. и имеющий свои отделения в странах Восточной Африки, Южной Азии, Европы и Америки.

Несмотря на небольшую численность общины исмаилитов, лидеры ее традиционно играют в международной политике довольно заметную роль. Дед нынешнего принца Карима сорок восьмой имам исмаилитов султан Мохаммед-шах Ага Хан III, например, был основателем и первым президентом Мусульманской лиги, которая сыграла важную роль в создании Пакистана. В течение года он был председателем Лиги Наций. А вот его преемник Ага Хан IV в 1991 году выступал главным конкурентом Бутроса Гали в борьбе за пост Генерального секретаря ООН.

За годы своего правления Ага Хан IV провел значительное реформирование исмаилитского общества. Оно теперь жестко подчиняется «Основному закону исмаилитов-низаритов». А Национальные советы стран, где проживают исмаилиты, стали частью жесткой властной вертикали, управляемой лично Ага Ханом.

Следует отметить, что исмаилиты традиционно находятся в очень напряженных отношениях с мусульманами-суннитами, которые считают, что исмаилитское вероучение далеко отошло от основных положений ислама и, по существу, стало самостоятельной религиозной доктриной. Именно с этим обстоятельством связывают эксперты поток не очень одобрительных комментариев, которые сопровождали открытие в Киргизии нового учебного заведения.

Интересно, что Центральная Азия до сих пор находилась вне системы управления имамата исмаилитов. Хотя на западе Памира, в Горном Бадахшане проживает одна из крупнейших общин последователей этого течения. Кстати, именно исмаилиты составляли, да и составляют сейчас основу главной оппозиционной силы Таджикистана — ее Демократической партии. А Горный Бадахшан в последние годы стал опорной базой исламских боевиков и главной перевалочной базой наркосырья. Кстати, еще в XII веке воинов-исмаилитов, прославившихся крайней жестокостью, называли «хашишинами», то есть употребляющими гашиш. Да и сегодня лидер исмаилитов уже фактически контролирует афганскую провинцию Читрал, где располагают многочисленные плантации опиумного мака. Так что внимание Ага Хана к этому региону случайным назвать нельзя.

Что же касается Киргизии, то ее интерес к исмаилитам объясняется чисто финансовыми причинами. Ведь для строительства филиала своего Университета в Бишкеке Ага Хан уже выделил десятки миллионов долларов. Однако временные меркантильные интересы, по мнению многих экспертов, могут принести молодому государству серьезные внутренние проблемы. Стоит вспомнить хотя бы то, чем уже обернулось пребывание молодых киргизстанцев в религиозных вузах некоторых арабских стран.

Еще до проведения в Афганистане американской операции против террористов более 300 молодых киргизстанцев учились, например, в мусульманских медресе Пакистана. Большинство из них после этого примкнуло к талибам. А многие даже участвовали в боевых операциях Исламского движения Узбекистана (ИДУ) против своей родины. На сторону ваххабитов становятся и многие выпускники духовных вузов Саудовской Аравии. Именно они составляют сегодня костяк нелегальной исламской партии «Хизб-ут-тахрир», активно действующей в южных областях Киргизии.

Впрочем, и в самой Киргизии есть немало учебных заведений, выпускники которых склонны к религиозному экстремизму. Тем более, что большинство из них совершенно бесконтрольны. Например, в одном из микрорайонов Бишкека вот уже три года работает Кыргызско-Иранский исламский университет. Как выяснилось, о его существовании ничего не известно ни в Министерстве юстиции, ни в Госкомиссии по делам религий. Всего же за последние годы в республике открыто пять исламских вузов и около тридцати медресе. И практически никто за все это время не поинтересовался: чему же там учат молодых киргизстанцев, в каком духе они будут воспитывать свою паству после получения звания имамов.

Трагические события 11 сентября прошлого года несколько изменили отношение властей к бесконтрольному религиозному образованию. На смену «духовному плюрализму» приходит не всегда обоснованное давление. Служба национальной безопасности республики, например, жестко ограничила выдачу разрешений на учебу за границей. Изучается вопрос о возвращении домой тех, кто выехал в арабские страны нелегально. Госкомиссия по делам религий пытается контролировать учебные программы вузов. Правда, для этого у нее не хватает квалифицированных переводчиков. Ведь занятия там ведутся и на фарси, и на арабском, и на турецком языках.

А теперь вот еще появился и университет, контролируемый исмаилитами, которые, как уже говорилось, давно находятся в жестком противостоянии с традиционной для Киргизии суннитской ветвью ислама. Получается, что власти собственными руками вносят смуту в общество, сеют зерна конфликтов и даже социальных взрывов. Но и это еще не все. Теперь в дополнение к боевикам ИДУ, которые мечтают создать на юге Киргизии исламский халифат, открывают двери для исмаилитов, которым тоже не чужды идеи сепаратизма. Есть данные о планах Ага Хана создать на Памире свое государства, в которое неизбежно будут включены и некоторые районы юга Киргизии. А сторонников этой идеи как раз и будут воспитывать в Университете Центральной Азии, создание которого здесь уже начато.

Юрий Разгуляев

ПРАВДА.Ру

Бишкек

Киргизия

Ссылки по теме:

Независимая газета:

Ислам в неисламском мире

Исламский фундаментализм в Центральной Азии

Еще одно взятие Казани

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить