Тимоти Бэнкрофт-Хинчи: через неделю после «тихой революции» Коштуница говорит о своих взглядах на Будущее Югославии

Конференция в г. Биарриц (Франция) открыла двери для нормализации отношений с Югославией после “тихой революции”, поскольку европейское сообщество приветствует возвращение Белграда в «европейскую семью».

Во время своей первой встречи с представителями Евросоюза, вновь избранный президент Воислав Коштуница без колебаний говорит о тех направлениях, которые он считает приоритетными для своей страны.

Европейский союз одобряет немедленные инвестиции 200 миллионов Евро (17 млн. долларов США) для Белграда в качестве «экстренной помощи».

Это очень далеко от тех 500 млн. долларов, которые, по словам Коштуницы, Югославия ожидает от Евросоюза. Но он надеется, что это только начало.

В отношении будущего Югославии Коштуница провозгласил, что он хотел бы увидеть, как Сербия и Черногория вернутся в Европу, «которой они всегда принадлежали». Читая между строк, можно понять, как Белград оценивает будущие отношения с Черногорией.

Будущее экс-президента Слободана Милошевича

«Он не будет больше политической фигурой в Сербии» – заявил новый президент. Остается понять, или же это желание вновь избранного президента (сейчас очевидно, что он набрал на выборах на 12% больше голосов, чем его соперник), или же это факт. В демократическом государстве было бы совершенно законно и естественно, если бы Милошевич принял участие в демократической оппозиции внутри собственной страны.

По вопросу о Гаагском трибунале президент Коштуница был тверд: «Необходимо сотрудничать с международным судом, но это не первый наш приоритет».

Приоритеты

Для президента Воислава Коштуницы сейчас основной приоритет – это восстановление страны. Он заявил, что Югославия пострадала не только в результате бомбежек НАТО, но и в результате плохого управления президентом Милошевичем, во время правления которого страна себя полностью изолировала от международного сообщества.

Югославия: федерация или союз?

По этому ключевому вопросу Воислав Коштуница говорил предельно четко. Отвечая на вопрос о том, что для него означает быть сербом, он сказал: «Я считаю себя сербом также, как поляк считает себя поляком, а француз – французом».

«Я предложил провести референдум в двух частях Федерации (Сербия и Черногория), или если необходимо, только в Черногории». Нужно помнить, что в Сербии живет больше черногорцев, чем в самой Черногории и почти все они выступают за федерацию».

Косово

Косово – это следующая огромная проблема. Подобно тому, как год назад прессе показывались массовые могилы албанцев, убитых сербами, теперь на телеэкранах массовые могилы мирных сербских жителей, убитых Армией Освобождения Косово. В очередной раз этот вопрос различных этнических и экономических реалий смешан с религиозными и культурными противоречиями людей, которые веками жили бок о бок в гармонии, хотя время от времени происходили взрывы ненависти. Религиозные и национальные знамена – это привлекательный объединяющий лозунг для недовольных или разрозненных групп, которые жаждут разрушений.

Примиряющие слова президента Коштуницы

«Что важно - это демократия, децентрализация и законодательное соблюдение прав меньшинств. Я считаю себя президентом всех граждан Сербии, не только сербов, но и всех, кого я должен защищать. Я полагаю, что демократия – это как раз уважение меньшинств.

Этот новый «хороший ученик» Европейского союза возвращается назад в Белград с полным пакетом сладостей в виде обещаний и стимулов создать новую реальность на Балканах. Сможем ли мы сейчас думать об объединенной Европе без этого балканского призрака конфликтов? Будем надеяться.

Автор Тимоти Бэнкрофт-Хинчи
Тимоти Бэнкрофт-Хинчи — журналист, редактор, консультант, переводчик *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *