Азарий Лапидус: «Моя маленькая империя – Большой театр»

Азарий Лапидус на протяжении последних 20 лет возглавлял крупные строительные компании. Неожиданно, в каком-то творческом порыве он за три недели написал в некотором роде автобиографию «Road show или любовь олигарха». К творчеству его подтолкнула волна современной прозы, затопившая российские книжные прилавки. Прочитав модных и гламурных писателей, Лапидус осознал, что он и сам в состоянии писать подобную литературу. Среди своих любимых писателей он называет Сергея Минаева . Близок ему и Павел Теплухин , который, как позднее выяснилось, ходил в ту же школу, что и Лапидус.

Среди добрых знакомых Лапидуса числится режиссер Дмитрий Астрахан . Однако писатель не хочет, чтобы тот снимал фильм по его роману. И вовсе не потому, что Астрахан назвал произведение своего друга «добротной индийской мелодрамой», а потому что стилистика кинорежиссера далека от жанра «Любви олигарха».

- Азарий Абрамович, однажды вы признались, что вам долгое время снился Большой театр. Что снилось?

- Знаете, в то время Большой театр мог сложиться как карточный домик. Когда публике мягко было объявлено, что нужно прекратить реставрацию, приостановить работы, мы обнаружили, что стены фундамента стоят независимо друг от друга, как стоят отдельно взятые книги. До этого открытия мы продолжали долбить фундаменты. В один прекрасный момент могли не туда стукнуть - и Большой театр сложился бы, как карточный домик. Представьте себе, если бы это произошло на фоне грядущих выборов. Это стало бы и концом моей карьеры. Мы просчитывали каждый свой шаг. Утром мы уже знали, что будем делать вечером дня следующего. Сейчас тоже снится вода… Под Большим театром раньше протекали три речушки.

- Сны были позитивные или трагические?

- У меня сны инженерные: где и что нужно сделать.

- Менделееву во сне явилась таблица элементов, а у вас подсказки были?

- Когда я просыпался и приходил на стройку, то понимал, что решение, которое пришло во сне, абсолютно ошибочное. Все должно делаться по-другому. Лучше бы это не снилось.

- Вы сделали себе имя именно на госзаказах. Репутация, известность, встречи с первыми лицами государства, министрами. Наверное, строить для богатеньких буратин намного выгоднее?

- Это особая статья – госзаказы. Это, прежде всего, работа на имидж, а не на деньги. Если вы строите дом для какого-нибудь капиталиста, например, в районе Пречистенки, и говорите ему, что проект будет стоить 20 млн. долларов, он соглашается, потому что понимает – позже продаст такое сооружение за все 100 миллионов. При реконструкции театра такого быть не может. Тут вся оплата идет по государственным единым федеральным расценкам. Зато объем пиара вокруг моего имени, вокруг имени строительной компании стремительно возрастает.

- Трудности технического плана при реконструкции такого рода сооружений часто возникали?

- В Москве есть еще одно удивительное здание, которое построил великий французский архитектор Корбюзье на Мясницкой. Там весь первый этаж должен был быть абсолютно свободный, без остекления. Там нет лестниц. Ходят только лифты. А в столице нельзя строить, чтобы не было хотя остекления, но тогда уже это не будет Корбюзье. Наша строительная компания является генподрядчиком по реконструкции этого здания.

- Расскажите, пожалуйста, о себе и своей семье.

- У меня четверо детей. Старший сын от первого брака живет в Норвегии. Он живет там с 4-летнего возраста. Типичный норвежец. Сейчас ему 22 года, он учится в университете Осло. Очень интересная страна, в которой более трех дней невозможно находиться - там буквально все засыпают на ходу. В столице есть, кажется, всего два бара, один очень закрытый стриптиз-клуб. Вскоре после нашего развода с женой, она заболела раком. Спасти ее не удалось. Такой вот эпизод был в моей жизни. Сейчас у меня растет 3-летняя дочка. Другой 8 лет. Свою вторую жену я отчасти описываю во второй книге.

- У вас есть хобби?

- Я коллекционирую русское серебро. Для себя я открыл очень известного ювелира Хлебникова –

Азарий Лапидус. Фото Натальи Кочетковой
Азарий Лапидус. Фото Натальи Кочетковой
одного из поставщиков двора Его Императорского Величества. Он никогда не стремился подражать Фаберже , но создал абсолютно русский стиль. Он никогда не будет интересен на Западе, настолько он самобытен. Впоследствии он стал подражать Фаберже. Подражание есть подражание. Тем не менее я его собираю.

- 23 мая вам исполняется 50 лет. Как собираетесь отмечать юбилей?

- Как сказал один мой товарищ, если делать широко, то не поймут, а если делать очень узко – совсем не поймут. Я должен попасть где-то в середину. Я буду праздновать с друзьями. Друзей у меня довольно много.

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить