Дмитрий МАЛКИН. Конфуцианство и проблема комплектования чиновничьего аппарата в Современной России

Современное общество не может существовать без эффективно функционирующего государственного аппарата. При этом важна не только структура государственного механизма, но и качество подготовки государственных служащих, так называемой бюрократии.

Действительно, любая, даже самая совершенная государственная «машина», попавшая в распоряжение некомпетентного, слабо подготовленного чиновника, не сможет выполнять возложенные на неё обществом задачи поддержания законности и правопорядка.

Как решалась проблема подбора чиновников на ответственные государственные должности в других странах?

Пожалуй, впервые об этом задумались в конфуцианском Китае. И не мудрено, густонаселённая, окруженная воинственными соседями страна богатейшей материальной и духовной культуры не могла не осознавать насущную потребность в профессиональных управленцах, стоящих на страже интересов государства и общества.

Исторический опыт подсказал лучший способ подбора и подготовки бюрократических «кадров». Были выработаны принципы комплектации аппарата чиновников. Основным стал принцип выдвижения умных и способных, за которых отвечали те, кто их рекомендовал, а также беспристрастный конкурс претендентов на должность. Конкурсный характер отбора, нашедший своё отражение в системе экзаменов, позволял предельно объективно определить лучшего кандидата на государственную должность. Для успешной сдачи экзаменов необходимо было не только хорошо знать конфуцианские каноны, но также творчески интерпретировать исторические сюжеты, рассуждать на философские темы, обладать литературным вкусом. Те, кто лучше других справлялся с заданиями (а таких набиралось не более 5% от общего числа абитуриентов, что косвенно свидетельствует о сложности конкурсных заданий), удостаивались первой учёной степени и получали право сдать экзамены на вторую, а потом и на последнюю третью степень. Таким образом, лишь немногие, сдавшие все три экзамена, могли рассчитывать на получение государственной должности. При этом начинали они свою карьеру с самого низкого, уездного уровня. Сложная конкурсная система позволяла государству выбирать самых грамотных и проверенных. И хотя успешная сдача экзаменов не была единственный путём к должности, этот путь оказался наиболее полезным для власти: кто как не доказавший в честном соперничестве свои знания мог лучше справится с нелёгким делом управления страной. Конкурсный способ комплектации аппарата государственных служащих сложился в Китае в середине прошлого тысячелетия и в неизменном виде просуществовал до начала двадцатого века. При этом государственный механизм «срединной империи» практически не давал сбоев, исправно выполняя возложенный на него задачи. Однако, говоря о подготовке высококлассных администраторов, нельзя не затронуть и идейную основу китайского общества – конфуцианство. Без этой важнейшей составляющей невозможно понять причину феноменального долголетия общественных институтов древнего Китая.

Конфуцианство представляет собой стройную систему нравственных ценностей, в основе которой лежит соблюдение простейших этических норм: быть честным, справедливым, проявлять человеколюбие, выполнять долг. Именно человеколюбию конфуцианство уделяло особое место в управлении людьми. Последователи конфуцианства считали, что важнее не тот, кем управляют, а те, кто управляет. А значит, на этих постах должны находиться исключительно честные и порядочные люди. «Сначала прояви долг, докажи свою честность, затем думай о выгоде», - таков один из постулатов конфуцианства. Нельзя сказать, что все чиновники древнего Китая являлись образцами благородства. Но строгий отбор, шедший на основе жёсткой социальной доктрины, способствовал продвижению на ответственные государственные посты искренних последователей великого моралиста Конфуция, призывавшего рассматривать жизнь как высшее долженствование: долг по отношению к обществу, государству, семье. Несмотря на кажущуюся утопичность конфуцианство оказалось не просто отвлечёнными рассуждениями об идеалах гуманности и долга, но вполне практическим социальным и этическим учением. Одним из реальных воплощений идеалов конфуцианства и стала система государственных экзаменов, призванная поставить на службу обществу истинные человеческие добродетели. Впервые в истории человечества на государственном уровне была поставлена и в целом решена задача привлечения на службу наиболее достойных граждан, сочетавших в себе высокую духовность, мудрость, опыт и социальную активность.

Методику подбора и подготовки чиновников переняли у Китая и страны испытавшие мощное влияние его уникальной культуры. На протяжении столетий они формировали свой кадровый «корпус», сообразуясь с китайским опытом. К примеру, во многом благодаря этому бюрократический аппарат Японии и Кореи, не только не стал препятствие на пути модернизации, но и во многом способствовал их превращению в динамично развивающиеся, процветающие, уверенно смотрящие в будущее общества.

Что касается самого Китая, то возвратившись в конце 70-ых к традиционным ценностям и отказавшись на деле от реализации догматов маоизма, он достиг впечатляющих успехов, став крупнейшей индустриальной державой мира. Уникальное духовное наследие предков, каковым по праву можно считать конфуцианство, по прежнему продолжает приносить щедрые плоды.

К сожалению, Россия, как обычно, пошла своим путём, превратив одну из наиболее социально значимых профессий, профессию чиновника, в удел «избранных». Но не по признакам мудрости и человеколюбия, а по признакам лучшей приспособляемости к начальству и его прихотям. Однако надо ясно представлять, что без образованного, социально активного, безупречного с нравственной точки зрения чиновника, сильного государства не построить. Эта задача была решена во многих странах. Их опытом необходимо если не воспользоваться, то, по крайней мере, учесть при подготовке административных кадров.

Автор Мария Малич
Мария Малич — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить