Кижам "угрожают" реставраторы

Древнерусское зодчество — одно из культурных достояний России — находится под угрозой исчезновения. В отдельных регионах, например в Архангельской области, с задачей консервации уникальных архитектурных объектов научились успешно справляться. Сумеют ли карельские плотники разгадать секреты своих предков и спасти ансамбль Кижского погоста?

Правильно говорят, что нас всех объединяют мнения, которые мы разделяем. По поводу восстановления и реставрации памятников российского деревянного зодчества не встречал других мнений, кроме такого: национальное достояние нужно сохранять. Тем не менее… Споры все равно идут, хотя взгляды оппонентов не так уж и различаются. Активнейшая дискуссия развернулась в последние недели в интернете (да и в некоторых печатных СМИ) вокруг реставрации знаменитой двадцатидвухглавой деревянной Преображенской церкви 18-го века в карельских Кижах.

Основное мнение — что Кижи и их древнерусскую архитектуру надо сохранить — как бы разделяется на два "течения", хоть и параллельных, но все-таки разных: одни считают, что строения нужно реставрировать, другие — что надежнее просто хорошо законсервировать их, сохраняя в первозданном виде. При этом специалисты отмечают, что стоимость реставрации и цена надежного, на десятилетия, консервирования объектов деревянного зодчества приблизительно одинакова. Консенсус между "реставраторами" и "консерваторами" пока, как видно, не достигнут. Хотя то обстоятельство, что эта тема вообще возникла и привлекла к себе внимание общественности, уже внушает оптимизм.

Читайте также: Театральная победа "Архнадзора"

Уникальный архитектурный ансамбль Кижского погоста балансирует на грани включения в список "Всемирное наследие под угрозой". Ключевые слова тут — "под угрозой". Реставрация Кижей в целом идет без малого уже шесть десятилетий. Странно, что за это время тамошние древние постройки вообще не развалились.

Фото: AP

В августе 2010 года исполнилось тридцать лет, как собственно Преображенская церковь закрылась на реставрацию. Причина тридцатилетней реставрации, как пишут карельские СМИ, кроется в отсутствии конструктивных идей и низкой квалификации реставраторов. В общем, в том, что последняя реставрация знаменитой церкви затянулась так надолго, лишь отчасти виноват хронический дефицит финансирования — с 2009 года оно обеспечено специальным решением председателя правительства России Владимира Путина. Поскольку Кижский собор — такой же символ России, как Кремль, страна готова потратить на него 300 миллионов рублей. Это тот редкий случай, когда и деньги на работы есть, и энтузиасты, а дело стоит, работать особо некому: нынешним плотникам не хватает тех знаний, которыми обладали их предшественники несколько столетий назад.

Если бы за кижскими церквами ухаживали и регулярно их ремонтировали, возможно, и не было бы сегодняшних проблем. Однако с 1930-х годов церкви стояли бесхозными, кровли текли, трапезные использовали как амбары.

В начале 50-х годовпрошлого века со старинных строений Кижей сняли почти вековую тесовую обшивку (по разным данным, местные плотники и крестьяне покрыли их тесом в 1860-х годах), чтобы вернуть ей как бы "первоначальный" облик. В результате бревенчатые срубы начали чернеть и гнить. Не обошла эта беда и Преображенскую церковь. Чем закончатся "страдания по Кижам", пока неизвестно. Может быть, карельским реставраторам-консерваторам следует чему-то поучиться в соседних регионах? Ведь есть же в России позитивные примеры добротного сохранения объектов деревянного зодчества!

Например, наладилось дело с сохранением памятников в Государственном музее деревянного зодчества и народного искусства северных районов России под открытым небом "Малые Корелы", что в 28 км к югу от Архангельска, на правом берегу Северной Двины. В Поморье за этот музей несколько десятилетий шла настоящая информационная война. Однако в последние годы по поводу его судьбы уже мало кто дискутирует — ситуация благополучно стабилизировалась. Площадь территории музея — 139,8 га.

Читайте также: Москва: время сносить памятники?

Он был основан в 1964 году и открыт для посетителей 1 июня 1973 года. С 1983 года музей является членом Ассоциации европейских музеев под открытым небом. С 1996 года включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России.

В экспозиции музея находятся около сотни гражданских, общественных и церковных построек, самые ранние из которых датируются XVI и XVII веками. Среди экспонатов крестьянские, купеческие избы, амбары, колодцы, изгороди, ветряные мельницы и так далее. Старинные постройки из разных районов Архангельской области для перемещения на территорию музея раскатывались по бревнам, а затем заново собирались уже на территории Малых Корел. Каждый раз, бывая там, замечают какие-то плотницкие работы, зачастую очень внушительные. Работы по реставрации и консервации объектов идут постоянно! Специалисты по плотницкому делу учатся у лучших российских мастеров. Не в этом ли секрет успехов Малых Корел?

Кроме того, на территории музея под Архангельском постоянно, в течение всего года, проходят различные мероприятия — народные гуляния, фольклорные фестивали, в конце концов, справляются свадьбы. Говорят, деревянные дома умирают быстрее, если возле них не живут люди. Может быть, секрет Малых Корел в этом? Люди подпитывают старинное дерево своей энергией…

А пока остается процитировать слова главного архитектора музея-заповедника "Кижи" Сергея Куликова, которые активно приводятся в карельских СМИ: "К сожалению, до настоящего времени практически только музей-заповедник "Кижи" несет все бремя ответственности за объект всемирного наследия без какой-либо реальной поддержки со стороны Министерства культуры России, российских комитетов ИКОМОС и Всемирного наследия, являясь и заказчиком, и исполнителем, и контролирующим органом в одном лице. Не это ли основная причина тупика, в который зашла реставрация?".

Все самое интересное читайте в рубрике "Культура"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *