Номинанты второй свежести

Государственная премия в области литературы и искусства не открывает звезд. Скорее, она подводит итог творческой деятельности того или иного художника, официально признавая его заслуги перед государством. Госпремия в области архитектуры здесь не исключение, и потому архитектурный мир не очень любит обсуждать списки претендентов на эту награду. Всем заранее известно, что будут названы фамилии громкие и титулованные и премию, скорее всего, получит объект, архитектурные достоинства которого всецело принадлежат дню вчерашнему.

Как правило, списки архитекторов – номинантов на Госпремию – состоят всего из 3 – 4 фамилий и по краткости могут соревноваться только с разделом "Дизайн", который традиционно скуден. Однако в этом году список произведений, "допущенных на соискание Госпремии", необычайно объемен и состоит аж из 11 пунктов. Каждый из них содержит вполне достойное произведение, построенное, правда, не вчера и даже не позавчера.

Анализировать список номинантов на Госпремию удобнее всего с позиций "кто кого выдвинул". По традиции на эту высокую награду архитекторов предлагают профессиональные союзы (российский и московский), Российская академия архитектуры и строительных наук (РААСН) и Центр современной архитектуры (ЦСА). Каждая организация играет на поле выдвижений свою роль, заранее оговоренную и за многие годы выученную наизусть. РААСН предлагает самых маститых архитекторов, союзы – самых строящих, а ЦСА – самых модных. И поскольку таковых у нас не слишком много, выдвигающие стороны нередко повторяются. Нынешний год не стал исключением.

Вот, скажем, претенденты от РААСН. "Посохин М.М.– руководитель авторского коллектива, архитектор, Солопов Д.С., Алтабаева Л.В., Иванова Л.А., Шишков А.В.– архитекторы, Калинин Л.Д., Неклюдов Б.П. – художники. Зал Церковных Соборов храма Христа Спасителя в г. Москве". Прочитав эти строки, я, признаться, первым делом стала проверять год, за который предполагается вручить Госпремию. Оказалось, что все же за 2002-й. Загвоздка в том, что РААСН в прошлом году выдвигала тот же самый объект, созданный тем же самым коллективом. Я понимаю, что архитектура – заложница времени, но не настолько же! Впрочем, стоит немного задуматься о внутренней жизни РААСН, и становится ясно, что время здесь ни при чем. Главное – политика, в которой всесильный директор "Моспроекта-2" играет ключевую роль. Например, разрабатывает проект реконструкции здания Совета Федерации, в одном крыле которого и сидит академия. Удастся ли членам РААСН посредством Госпремии добиться благосклонности Посохина в этому году? Вполне возможно. Неясно одно: почему было не отметить его же работу над комплексом "Сити" ("Хрустальный Дедал" за 2002 год) или постоянно обсуждающийся проект комплексной реконструкции Замоскворечья? Все же эти работы гораздо свежее и актуальнее. На худой конец, могли бы принять Михаила Михайловича в ряды академиков.

 Для очистки совести РААСН выдвинула на Госпремию еще два коллектива. Это Хан-Магомедов С.О., Мовчан Г.Я. (посмертно), Любимова Г.Н. за научные труды по архитектуре народов Дагестана 1945 – 2002 годов (выявление, фиксация, исследование, публикация) и Попов В.В. (кстати, президент Петербургского союза архитекторов), Петров Б.А.  и Шипов Р.Р.  за создание монументальной ограды территории сада Смольного с двумя спусками к воде на Смольной набережной. К последней работе необходимо сделать некоторые пояснения. В течение всей советской эпохи Смольная набережная была закрыта, и лишь пару лет назад власти Петербурга решили "вернуть" ее народу. Была спроектирована решетка с воротами посередине и уже упомянутыми спусками – объект самый простой и для облика Санкт-Петербурга более чем типичный. Необычен он, пожалуй, только тем, что в Северной столице почти сто лет набережные вообще никак не благоустраивали: в свете грядущего юбилея за них, конечно, взялись, но именно проект Владимира Попова стал "первой ласточкой".

 Целых шесть коллективов выдвинули на Госпремию Союз российских и Союз московских архитекторов. Среди них: Асадов А.Р., Асадов А.А., Ларин А.Д., Миронова Я.А., Рождественский А.В. (спортивно-оздоровительный теннисный центр на Рублевском шоссе в г. Москве), Бавыкин А.Л., Гурьянов Г.А., Збарская Л.Н., Марек М.М. (жилой дом на улице Академика Пилюгина в г. Москве), Юдинцев В.П., Казначеева С.Ю., Шабунин Б.А., Швецов Н.Н. Железова М.А., Стронгина Г.А. (жилой дом на улице Хачатуряна в г. Москве), Быков В.Ф., Сазонов А.М., Слепов Д.М. (Деловой центр на Октябрьской площади в г. Нижнем Новгороде) и Григорьева Е.И., Муллаяров С.В., Форостянова Т.Х. (школа № 80 на улице Пушкина в г.Иркутске). Казалось бы, какая богатая география, какое разнообразие жанров! Одна незадача – построены все эти объекты были в конце 90-х годов прошлого века и уже не раз становились лауреатами престижных архитектурных наград.

Скажем, жилой дом на улице Хачатуряна, чей запоминающийся силуэт из четырех соединенных цилиндров оживил ландшафт Отрадного, получил премию "Хрустальный Дедал" еще в сентябре 2001 года. Теннисный центр на Рублевском шоссе, изящный минималистский проект Александра Асадова, не раз отмечался "Золотым сечением". А архитектор Виктор Быков за свой деловой центр был удостоен первого места в рейтинге нижегородской архитектуры по итогам аж 2000 года!

 Единственной относительно свежей работой и до сих пор почти незамеченной критиками среди всех выдвинутых союзами является станция "Аннино" Серпуховско-Тимирязевской линии Московского метрополитена (руководитель авторского коллектива – А.Ю.Орлов). Она была открыта в декабре 2001 года, но до сих пор часть ее посетителей составляют те, кто приезжает сюда не домой и не на работу, а просто полюбоваться: среди всех недавно сданных и еще строящихся станций "Аннино", пожалуй, остается самой любопытной с точки зрения архитектуры. Она решена в эдакой космической стилистике: ее круглый кассовый зал напоминает летающую тарелку, будка дежурного по станции – капсулу для приземления космонавта, а через изящные сферические плафоны на потолке так и хочется разглядеть звезды. Это, и правда, станция будущего: она расположена недалеко от пересечения Варшавского шоссе и МКАД, где сейчас есть всего нескольких высоток да наркологическая больница, но Правительство Москвы планирует построить по соседству новый автовокзал и именно под него зарезервировало южный выход со станции, сейчас закрытый, но полностью готовый.

А вот Центр современной архитектуры на этот раз показал себя не слишком современным. Его фаворитом считается проектировщик Михаил Хазанов, которого выдвинули на Госпремию за мемориальный комплекс "Катынь". Это очень выразительный и политически корректный проект, лавры за который Михаил Хазанов с удовольствием собирал несколько лет, например, в мае 2001-го комплекс был удостоен премии "Золотое сечение", а чуть позже включен под номером один в коллекцию проектов 1990-х годов Музея архитектуры. Однако сейчас архитектор активно трудится над реконструкцией Большого театра и только что выиграл международный конкурс на лучший проект здания московской мэрии в ММДЦ "Сити".

Справедливости ради назову и второго "выдвиженца" ЦСА – здание Московского театра "Школа драматического искусства Анатолия Васильева" (архитектор Б. Тхор). Увы, и оно особой свежестью не отличается. Театр был официально открыт в мае 2001 года и уже не раз похвален и раскритикован за вычурную архитектуру и нестандартное внутреннее убранство.

Государственную премию по архитектуре многие критики пренебрежительно называют пережитком советских времен. Мол, ее претензии на статус главной профессиональной награды обоснованны только в том смысле, что дается Госпремия по совокупности заслуг и тождественна званию "Заслуженного архитектора России". И хотя, как мы видим, каждый год на нее номинируются конкретные сооружения, награду обычно получает коллектив проектировщиков, чей общий вклад в отечественное зодчество наиболее значим. Лишь в 1996 году Госпремию получил Александр Скокан за здание Международного банка на Пречистенской набережной, но, кажется, этот случай в истории премии останется исключением.

Анна Мартовицкая, газета "Культура"

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить