Юрий Разгуляев: этнический сепаратизм усиливает влияние России в Афганистане

Неожиданно для большинства наблюдателей 23 октября в Бишкеке побывал заместитель генерала Дустума по вопросам безопасности Сайд Камил. Поводом для своего визита он объявил неофициальную встречу с бывшими генералами афганской армии, которые, как оказывается, до сих пор живут сегодня в Киргизии. Однако хорошо осведомленные источники утверждают, что истинной целью афганского чекиста была встреча с высокопоставленными руководителями республики для зондирования почвы вокруг формирования нового кабульского правительства.

Встречавшиеся с Сайд Камилом киргизские официальные лица рассказывают, что в окружении Дустума уже уверены в своей скорой победе. Вопрос падения Кабулам, по их мнению, является лишь делом времени, причем не очень большого. И тогда сразу же встанет вопрос о борьбе за власть в стане победителей. Сайд Камил, а может быть и другие посланники генерала, как раз и прощупывают почву, собирают союзников для будущей борьбы за передел Афганистана.

Ни для кого сегодня не является секретом, что Северный альянс лишь с очень большой натяжкой можно назвать настоящим союзом. В противостоянии с талибами в нем объединились силы, имеющие очень разные цели и интересы. С пуштунами, которые составляют главное ядро талибов, воюют сегодня несколько довольно разрозненных отрядов. На севере — это узбеки во главе с генералом Дустумом. Они удерживают провинции Саманган и Балх, а сейчас все силы направляют на взятие Мазари-Шарифа, который по некоторым планам может стать хотя бы на время столицей Афганистана. В северо-восточных провинциях Бадахшан, Тахар, Парван засели таджики во главе с генералом Фахимханом. А на западе закрепились иранцы во главе с бывшим губернатором провинции Герат Исмаил-ханом.

Пока они с трудом удерживали лишь узкие полоски территории, прилегающие к границам Афганистана, все распри между ними отходили на второй план. Но включение в эту борьбу Соединенных Штатов резко повысило шансы Северного альянса на овладение всей страной. И вот тогда сразу же выявились все противоречия и даже враждебность этих временных союзников.

Свой вклад в распри внутри альянса внесли и главные участники антитеррористической коалиции. Россия, например, явно и открыто поддерживает генерала Фахимхана. Длится это уже очень давно, еще когда афганскими таджиками руководил Ахмад Шах Масуд. Такая односторонняя помощь всегда приводила в ярость генерала Дустума, который в интервью разным журналистам не один раз жаловался, что он «не получил от русских ни единого патрона».

Ситуация изменилась, когда в антитеррористическую операцию включились США. Объектом их внимания стал генерал Дустум, и проявилось это в выделении ему 80 миллионов долларов. Скорее всего, через Ислама Каримова. А на днях появились сообщения, что узбекский генерал получил уже 500 миллионов долларов. На такую массированную финансовую помощь, считают источники в российских спецслужбах, Америка пошла в ответ на обещание Ташкента продлить военное присутствие США на территории Узбекистана.

Именно реакцией на это решение, считают эксперты, стал стремительный ночной перелет Владимира Путина из Шанхая в Душанбе. Там во время встречи с Джорджем Бушем он, как известно, не смог договориться о месте талибов в будущем властном устройстве Афганистана. И результатом этого стала окончательная ставка России на Таджикистан и «единственно легитимного лидера Афганистана», как говорят россияне, Бурхануддина Раббани. А если говорить прямо и без дипломатические пиетета, то уже там, в Шанхае наметился серьезный раскол в рядах антитеррористической коалиции.

И суть его состоит не только в том, что Россия и США сделали ставку на разных участников Северного альянса. Гораздо серьезнее следует оценивать тот факт, что раскол этот грозит новыми серьезными конфликтами на территории самого Афганистана. На этот раз уже среди победителей.

Нельзя не обратить внимание на тот факт, что раскол Северного альянса проходит как раз по границе между суннитами и шиитами, а если говорить еще точнее — то между тюрками и персами. Дустума сегодня поддерживает не только Ташкент и Ислам Каримов. Определенную активность на этом фланге проявляет уже и Турция. Как раз в эти дни министр иностранных дел этой страны Исмаил Джем совершает вояж по Азербайджану, Туркмении и Узбекистану. Сюда же можно отнести и визит Сайт Камила в Киргизию.

А вот Фахимхан и лидер Таджикистана Эмомали Рахмонов больше склоняются к Ирану. Да и сам Тегеран, по довольно достоверным данным, не прочь поучаствовать в возрождении «Великого Таджикистана». Здесь хорошо помнят, как герой иранского эпоса «Шах-Намэ» таджикский князь Рустам защищал границы великой Иранской империи и яростно сражался с «Тураном», то есть нынешними Узбекистаном и Туркменией.

Это не просто исторические экскурсы. Былые обиды и победы хорошо помнят нынешние участники афганского конфликта. Причем не только руководители, но и полевые командиры, и даже рядовые бойцы. Более того, нынешние отношения Узбекистана и Таджикистана точнее всего было бы назвать полувраждебными. Стоит вспомнить хотя бы многолетние и даже вековые споры вокруг Бухары и Самарканда. Так что достаточно всего лишь небольшого толчка, чтобы эти члены СНГ вступили в боевые действия.

Жестокие споры об участии талибов, даже «умеренных», в новом правительстве Афганистана показывают, что здесь нет пока какой-то силы, способной объединить всю страну. Расходятся в этом вопросе и члены антитеррористической коалиции. Каждый из них собирается бороться за свои собственные интересы.

Соединенные Штаты, например, явно не согласны на полное поражение талибов, которое приведет к усилению в этом регионе России. А вот «легитимный лидер» Афганистана Бархунаддин Раббани вместе с Россией, наоборот, готовы вообще исключить «революционных студентов» из политической жизни нового Афганистана. У генерала же Дустума свой план. Он, похоже, уже договорился с американцами о создании на севере страны узбекской автономии.

Позиции, как видим, совершенно несовместимые. Тем более, что они не учитывают интересов пуштунов, самой многочисленной этнической группы страны. Так что выходом из этого тупика, по мнению многих экспертов, скорее всего, будет расчленение Афганистана.

Владимир Путин заявил в Душанбе, что целью участия Москвы в антитеррористическом альянсе является создание в этой части Азии государства, которое будет дружественно к своим соседям, в том числе и к России. Однако развитие событий свидетельствует, что цель эта практически недостижима. Поэтому в московских кругах, близких к Генеральному штабу уже обсуждается идея создания автономного государства таджиков. Отдельного или объединенного с Душанбе. Как считают генералы, союзное с Россией государство будет контролировать, прежде всего, перевал Саланг, который прикрывает единственный путь к южным границам СНГ.

Самостоятельным образованием будет, скорее всего, и территория, занимаемая нынче генералом Дустумом. Вряд ли пуштуны простят узбекам, что они за деньги «неверных» согласились воевать против талибов. Практически исключен для него и союз с Фахимханом. Уже сейчас Ташкент не пропускает через свою территорию военные эшелоны для помощи таджикам. Так что остается или раздел Афганистана, или, как предлагает известный российский политолог, заместитель директора Института прав человека Владлен Сироткин, опека ООН, ввод сюда миротворческих сил.

Как ни странно, но такая ситуация, в определенной степени отвечает интересам Соединенных Штатов. Сейчас самой большой опасностью всему миру называют начавшееся противостояние христианства и ислама. Действительно, миллиард мусульман могут доставить очень много неприятностей цивилизованному миру. Однако нынешняя ситуация в Афганистане не только раскалывает ислам, но и сталкивает две его части (суннитов и шиитов) между собой. Узбекско-таджикско-талибские противоречия и даже столкновения их в Афганистане превращают глобальный, угрожающий всему миру конфликт во внутриконфессиональный, менее опасный и более управляемый.

Россия же получает шанс создать на южных границах СНГ буферные государства, отгораживающие этот регион от воинственных талибов и исламских фанатиков.

Юрий Разгуляев

ПРАВДА.Ру

Бишкек

Киргизия

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить