Монстры СССР в Музее архитектуры

В Музее архитектуры им. А. В.Щусева открывается юбилейная выставка, посвященная 80-летию Моспроекта. На выставке представлены малоизвестные проекты этой ведущей архитектурной проектной фирмы - за 30-е годы, так как весь объем уникального наследия охватить невозможно, ведь Моспроект создавал новый облик российской столицы более восьмидесяти лет.

Выставка "Мы создали Москву" посвящена одному из самых ключевых в истории архитектуры Москвы периоду — 30-м годам, и истории Моспроекта. Началась она в 1930 году. На базе Мосстройобъединения была основана архитектурно-проектная организация, ставшая основной в Москве. Перед новой организацией стояла колоссальная задача — полностью изменить облик древней столицы молодого советского государства. Столица из старого города Руси превращалась в культурный, общественный, политический центр огромной, на ходу меняющейся страны. Страны, которая видела себя только в будущем и шла в это будущее семимильными шагами.

Соответственно, и Москва должна была выглядеть как город будущего. В стремлении к новому было уничтожено старое. Конечно, не все, но значительная часть. Например, за тридцатые годы было снесено более 400 уникальных памятников архитектуры, например, храмы XVII века — церковь Успения на Покровке и храм Святителя Николая Большой Крест. Особенно досталось Замоскворечью, которое всегда отличалось наибольшим количеством древних, удивительной красоты церквей.

На месте разрушенных символов патриархального прошлого и вставал город-мечта. Причем, москвичи и гости столицы могли оценить грядущие перемены и до их появления: в тридцатые годы горожанам представлялась возможность активно участвовать в проектировке нового облика своего города. Для этого в витринах первых этажей учреждений и магазинов на Тверской улице были выставлены на публичное обозрение чертежи и макеты новых проектов — домов, учреждений, улиц. И любой человек мог, ознакомившись с планами архитектора, внести свои пожелания и замечания. А вот учитывались они или нет — это уже другой вопрос.

Кстати, сегодня пожелания горожан при "перекройке" столицы и вовсе не учитываются. Отсюда — постоянные противостояния граждан и жителей домов со строительными фирмами, а также скандал вокруг пресловутой статуи Петра I, авторства Зураба Церетели.

В результате дерзаний архитекторов, в 30-е годы появились всем привычные гранитные набережные Москвы-реки, Крымский мост, и многое другое. Центральные городские магистрали, такие, как Тверская улица и Кутузовский проспект, приобрели современный (по тем временам) вид — большинство из возведенных на этих улицах в тридцатые годы домов можно увидеть и до сих пор.

Фото: AP

Читайте также: Самсона отправили в отпуск

Однако самые фантастические проекты так и остались на бумаге. Размах планов ведущих архитекторов Моспроекта поражает до сих пор. Так, планировалось возвести гигантское здание Народного комиссариата тяжелой промышленности. Самым потрясающим из проектов был замысел архитектора Константина Мельникова - высотное здание, увенчанное двумя громадными фигурами рабочих-машиностроителей.

Не менее смелым был и проект А. В. Власова, согласно которому предлагалось перебросить через Москву-реку два протяженных моста сквозь пробитые в Воробьевых горах туннели. Но все эти потрясающие воображение проекты так и остались чертежами.

Зато реализовано было множество других изменений. Среди них — спроектированный архитектором Моспроекта Чечулиным фасад Концертного зала имени Чайковского, а также зрительный зал этого концертного зала с поистине волшебной акустикой. Отдельными проектами архитекторов знаменитой проектной фирмы стали станции московского метрополитена — еще одного нововведения сталинской эпохи. "Маяковская", "Кропоткинская", "Добрынинская", "Автозаводская", "Красные ворота", которые и сегодня поражают туристов и создают московскому метро славу самого красивого метро в мире были созданы Моспроектом.

Столица становилась живой иллюстрацией идей советской идеологии, воплощенных в камне и металле. Город был практически полностью обновлен — как и политический строй всей бывшей Российской империи. И только название у Москвы осталось прежним. Хотя в В 1938 году нарком НКВД Ежов и выдвигал идею переименования столицы в "Сталинодар". К счастью, генсек отказался поддержать идею.

Моспроект и сегодня остается крупнейшей строительно-проектной организацией в Москве. Правда, сейчас таких масштабных заказов ему не поступает. Сегодня более актуально не разрушение памятников архитектуры, а их сохранение. Благо, сильно разросшаяся столица, которая все продолжает расширятся, предоставляет много места для грандиозных застроек. Правда, в основном это комплексы жилых небоскребов или офисных высоток, из которых самым впечатляющим является деловой центр Москва-Сити.

Автор Анастасия Рогова
Анастасия Рогова — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить