«Сатанист» за три копейки

Очередной псевдоскандал пытается организовать в своей галерее сын автора самой высокооплаченной пьесы времён брежневского застоя «Заседание парткома» Марат Гельман. Он с пафосом устроил уморительную выставку-продажу живописной халтуры выходящего в тираж «маэстро популярного сатанизма» Мэрилина Мэнсона.

Почему Марат Гельман стал обращаться к столь запредельным персонажам, догадаться нетрудно. Растущая конкуренция среди галерей и арт-музеев современного искусства и большая разборчивость «богатеньких буратин» в том, что им пытаются впарить за огромные деньги под видом «шедевров», требуют постоянного поиска не подлинного и метафизического искусства, а дешевых и громких скандалов. Именно по этому пути и идут в последние годы Марат и Юлия Гельманы.

Только что Марат Гельман провалился с затеянным им вместе со своим давним приятелем, руководителем отдела современных течений Третьяковки Андреем Ерофеевым аморальным самопиаром. Речь, напомним, шла о провокации, связанной с шумихой вокруг недопуска на выставку «Соц-арт», проходящей в Париже под эгидой Третьяковской галереи, ряда хулиганских работ дурацкого характера.

Марат Гельман через своих друзей по «интернационалу бездарностей» (гениальное определение, данное Иосифом Бродским международной арт-мафии) пытался резко поднять рыночную стоимость сделанных, что называется, на коленке «творений» группы «Синие носы». Но нужного результата не дождался.

Во-первых, министр культуры Александр Соколов прямо заявил, что скандал вокруг выставки «Соц-арт» ясно выявил желание владельцев некоторых частных галерей поднять стоимость работ своих авторов за счёт имени Третьяковки как некоего гаранта качества. Во-вторых, оказалось, что нашумевшие «Целующиеся милиционеры» группы «Синие носы» - наглый плагиат с работ английских фотохудожников, шокировавших «фотоэтюдами» целующихся «бобби» обывателей лет 20 назад. Да к тому же ещё и халтурно сделанные – «на уровне школьных уроков труда», как отмечают блоггеры.

Теперь же Марат Гельман представляет в своей галерее живописные откровения Мэрилина Мэнсона. «Это –художник одного гениального произведения – самого себя… Как художник он честен в самом высоком смысле: он ищет искусство и поэзию в наиболее неприятных сторонах жизни. Его темы – смерть, увечья, зависимости, трансагрессии, насилие, серийные убийцы и их невинные жертвы… Мэнсон возвращает нам образы традиционного зла как фундаментальную двойственность», - заливается восторгом с претензией на интеллектуализм на сайте Гельмана некто Александр Евангели.

Однако, при внимательном рассмотрении живопись от «короля ужаса» выглядит не просто скучным, вторичным и маловразумительным эпатажем, но ещё и очень плохой работой по качеству исполнения. То есть рисовать Мэнсон вроде бы может, но на уровне того, как многие из нас рисовали в средних классах средней же школы. Именно такое впечатление производит, к примеру, портрет актрисы Элизабет Шорт, расчленённой маньяком в каком-то лесу.

Тех, кто не в восторге от таких вот поделок, на сайте Гельмана именуют «идиотами», видимо, имея в виду героев эксцентричной ленты Ларса фон Триера. Нам же кажется, что за таковых хотят опять держать неискушённую публику, наивно считающую Мэрилина Мэнсона явлением в мировой культуре.

Чтобы понять изначальную халтуру «творчества» Мэнсона, достаточно сравнить его непрофессиональный музыкальный стёб хотя бы с работами родоначальника «сатанинского жанра» в мировой поп-культуре Алиса Купера – благо последний скоро приезжает к нам на гастроли. То, что у Купера смотрелось по крайней мере оригинально и по-настоящему вызывающе, в исполнении Мэнсона давно приобрело черты какой-то невразумительной пародии, сделанной на уровне, скажем прямо, художественной самодеятельности американских аналогов ПТУ.

Нам могут возразить, что ведь уже немало лет концерты Мэнсона собирают большие аудитории фанатов. Но именно сей печальный факт и подтверждает тезис об «интернационале бездарностей», включающем в себя и продюсеров, и кураторов галерей, и критиков, и работающем не ради искусства, а ради одурачивания публики и выкачивания из неё денег.

Мэрилин Мэнсон, кстати, не только халтурщик, но и алкоголик, ведущий нездоровый образ жизни. Этим объясняется провал его концерта в Ледовом дворце Санкт-Петербурга, прошедшего перед московским вернисажем в галерее Марата Гельмана. Зал с трудом заполнился наполовину, а самые преданные фанаты были разочарованы видом своего кумира – мало того, что он располнел, так ещё и постоянно падал на сцену. О вокале стоит умолчать – даже БорисМоисеев гораздо лучше владеет основами музыкальной грамоты. Тексты песен представляли набор каких-то придурковатых сатанинских заклинаний, а музыка, по словам газеты «Коммерсант», напоминала «бесконечный товарный поезд».

Самое смешное, что всю эту бессмысленную халтуру Мэнсон назвал «Изнасилование мира». И вот такого чудака, если не сказать больше, в галерее Марата Гельмана представляют как видного художника, якобы исследующего тёмные стороны человеческого бессознательного!

Одна из видных дам столичного арт-бомонда, побывавшая на вернисаже и попросившая сохранить своё инкогнито, поделилась своими впечатлениями: «Все ждали, что вернисаж посетят Михаил Швыдкой и Майя Кобахидзе, но они так и не приехали. И правильно сделали! Честное слово, я от уважаемого Марата такой безделицы не ожидала!

Вот весной прошлого года Марат одного питерского мастера представлял, что голеньких морячков рисует. Пусть художник, как говорится, «того-с», но очень мило и волнующе, романтично, я бы даже так сказала. Вместо того, чтобы эту мазню сатанинскую Мэнсона выставлять и предлагать её купить за бешеные деньги, Гельман лучше бы предложил что-нибудь такое трансперсональное, психоделически радостное – в духе идей недавно приезжавшего к нам великого психолога Станислава Грофа.

Именно возвышенные катарсисы, а не надоевшие всем безобразия сегодня приносят успех перспективным галереям. Это ясно всем, кто читал знаменитое эссе Сьюзен Зонтаг «Против интерпретации» и намотал на ус содержащиеся в нём глубокие мысли. А вообще я бы посоветовала всем этим мэйсонам вспомнить заключительный тезис «Логико-философского трактата» Витгенштейна, который гласит: «О чём нельзя говорить, о том следует молчать».

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *