Выставка Крити-поп: развлекательность плюс интеллект

В последнее время интерес к медийному искусству начинает приобретать в Москве характер эпидемии. Не только профессионалы и коллекционеры, но и простой зритель начал активно воспринимать новый медийный язык. Сейчас многие понимают, что границы искусства не кончаются живописью и графикой. Сегодня интерес прикован к инсталляции, фотографии, интерактивности и коммуникации.

Программа «Москва Актуальная» – это долгосрочный совместный проект Московского музея современного искусства и галереи XL. Цель программы – восполнить пробелы в показах актуального искусства 1970-х и познакомить широкого зрителя с активно работающими русскими звездами рубежа XX-XXI веков.

В рамках программы на площадке Музея в Ермолаевском переулке в 2006 году прошли выставки Айдан Салаховой и Виктора Пивоварова, а в прошлом году ретроспектива Бориса Орлова. В рамках проекта в Центральном Доме художника в 2007 году также была представлена огромная ретроспектива Олега Кулика. В 2009 году планируется проведение больших монографических выставок Владислава Мамышева-Монро и Константина Звездочетова.

Без произведений классиков жанра Нам Джун Пайка, Гэрри Хилла, Брюса Наумана, Дженни Хольцер, блестящих опытов Джулиана Опи, Тони Оуслера – уже невозможно представить ни одну мало-мальски значимую биеннале и музейную выставку, ни одну международную ярмарку. И художественная среда и рынок с увлечением включили в свое «тело» мультимедийные работы. Сегодня, в эпоху глобального проникновения новейших информационных и коммуникационных технологий во все сферы повседневной жизни и культуры, новая эстетика формирует очередной виток развития актуального искусства.

Чернышев и Шульгин
Чернышев и Шульгин "Super i-Glasses"
Кажется невероятным, но интерактивным и коммуникационным искусством в России более-менее внятно занимаются только Чернышев-Шульгин-Ефимов, вместе и по отдельности. Точнее, произведения, создаваемые ими – пока единственное, что Россия может предложить мировому художественному сообществу в области критического электронного искусства.

Выставка Крити-поп (Criti-Pop) – это необычная выставка, соединяющая присущие интерактивным работам развлекательность и игровой элемент с критическим характером и разнообразием поднимаемых тем.

Интерактивные инсталляции Ефимова и Чернышева, работавших вместе с 1996 по 2005 год, вводят в абсурдный мир, в котором смешиваются культурные клише, человеческие органы, научные концепции, герои масс-культуры и новые технологии. В сфере их исследований: генная инженерия, статистическое моделирование процессов, компьютерные игры, роботехника, виртуализация телесности. Зритель становится героем произведения – коллегой безумного ученого, моделирующего ДНК, создателем трехмерных аватаров, победителем восставших роботов или самим терминатором, охотящимся за художниками.

Арт-коллектив Electroboutique (Чернышев + Шульгин, с 2003 года) производит критическое искусство, облаченное в современные технологические формы. Electroboutique позиционирует свои device-art объекты как эксклюзивные малотиражные продукты и по сути является уникальной компанией, объединяющей художников, разработчиков электроники, программистов, дизайнеров.

В своих сольных проектах Аристарх Чернышев обращается к поэтике и визуальности информационных потоков: интернет-новостей, телеканалов, биржевых сводок. Его критически заостренные объекты и инсталляции исполнены в фантастически-пластических формах, отсылающих зрителя к современным тенденциям мирового дизайна.

Алексей Шульгин, помимо работ в составе Electroboutique, представлен на выставке своими индивидуальными проектами. Один из исторических экспонатов – состоящая из допотопного компьютера легендарная рок-группа 386 DX, исполняющая неувядающие хиты англо-американского и русского рока.
Автор Павел Урушев
Павел Урушев— редактор отдела науки интернет медиахолднга Правда.Ру
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить