Проект Бутмана "Будущее джаза"

Игорь Бутман и "весь этот джаз"

Знаменитый джазмен Игорь Бутман представил свой новый проект "Будущее джаза" в рамках ХIII Открытого фестиваля искусств "Черешневый лес". В нем приняли участие молодые российские и зарубежные джазовые исполнители. Каждый из них по-своему интересен. Открыть российской публике эти потрясающие таланты — в этом как раз и состояла идея дерзкого проекта.

Концерт, проходивший в Зале имени Чайковского, собрал как искушенную, так и менее подготовленную публику. Московский джазовый оркестр под управлением Игоря Бутмана и приглашенные гости в течение двух часов радовали благодарную публику своими концертными номерами. Среди членов оркестра выделяется своей зрелой игрой саксофонист Дмитрий Мосьпан, который является автором многих музыкальных произведений. Почти полностью заполненный зал горячо приветствовал Игоря Бутмана, поделившегося своими мыслями о будущем джаза.

Итальянский саксофонист Франческо Кафисо в 2012 году удостоился в двадцать два года чести выступить в культурной программе Олимпийских игр в Лондоне. Свои первые шаги он сделал ещё в 9 лет, а в 16 лет принял участие в европейском турне септета самого Уинтона Марсалиса. После этого он стал одним из немногих европейских саксофонистов, получивших признание на родине джаза: в США.

К двадцати годам он выступил в компании таких асов джаза как Дэйв Брубек и Джо Ловано, а в 2009 году выступал перед избранным президентом США Бараком Обамой. Он является продолжателем стиля Чарли Паркера, знаменитого музыканта середины XX века, рано ушедшего из жизни из-за приверженности к наркотикам, чрезмерной еде и алкоголю. Он был одним из основателей стиля бибоп. Чарли Паркер вместе с Диззи Гиллеспи окончательно погубили стиль свинг. О его жизненном пути знаменитым американским режиссером Клинтом Иствудом снят фильм "Птица" (1988), названный так из-за приверженности Паркера к жареным цыплятам. По словам Игоря Бутмана, манера исполнения Кафисо сразу покорила его талантом и глубиной проникновения в материал.

Читайте также: Московский джаз: привет от Дюка

Не меньшего признания в мире музыки добилась уже контрабасистка Кейт Дэвис, названная метко обозревателем газеты Herald Tribune "талантом, который нельзя не заметить". В детстве она играла на скрипке и фортепиано, а потом освоила быстро и контрабас. За время учёбы в колледже авторитетный журнал Downbeat четырежды выбирал её лауреатом премии Students Music Awards.

Позднее она выступала с концертами в Линкольн- центре и клубе The blue note. Приглашение выступить в биг-бенде Игоря Бутмана она получила после того, как маститый продюсер Дэвид Лейн (Sony Music) прислал о ней рекомендательное письмо в Россию. Её отличают чистый до прозрачности голос и мастерская игра на контрабасе.

Блестящий барабанщик Марк Уитфилд-мл. родился в семье известного джазмена, афро-американского гитариста Марка Уитфилда. Интересно, что с ним Игорь Бутман познакомился во время учебы в Berklee College of Music. Уже в четыре года (!) он выступал в популярном телешоу Good Morning America. В настоящее время Марк участник квинтета Роя Газмена, с которым он выступал на ряде знаменитых фестивалей джаза, в том числе в Ньюпорте и Монтерее.

Не менее талантливы, хотя и менее раскручены в мире джаза отечественные дарования: шестнадцатилетний Миша Гейфман, альт-саксофонист Илья Морозов, двадцатитрехлетний трубач Александр Сахаров. Вундеркинд Миша Гейфман уже в шесть лет поступил в музыкальную школу по классу фортепиано, а уже в одиннадцать лет освоил блюзовую гармонику и стиль "бибоп". Сейчас он является студентом эстрадно-джазового отделения Астраханского музыкального колледжа.

"Илья Морозов зарекомендовал себя как серьёзный музыкант с современным мышлением и богатой фантазией, который, кроме того, снабжён ещё и способностью быстро фантазировать на ходу трансформировать свежие впечатления в ноты" (цитата из Jazz. ru). Но это не относится к пианисту Олегу Аккуратову, который будучи слепым от рождения уже добился участия во всемирном сводном хоре ЮНЕСКО и стал обладателем престижной премии "Филантроп". В 2005 году он получил специальный приз как лучший концертмейстер хора и солист на международном фестивале искусств "Звездная юность планеты".

В том же году он блистательно исполнил партию фортепиано в концерте Джона Псазаса "Вид с Олимпа". В 2009 году народная артистка Людмила Гурченко в своём режиссерском дебюте "Пёстрые сумерки" отдала дань его удивительной жизне и музыкальной карьере. Бутман впервые познакомился с Аккуратовым на конкурсе молодых джазовых исполнителей в Ростове, где он возглавлял жюри и без колебаний присудил парню Гран-при. Недавно Олег открывал своим выступлением фестиваль "Триумф джаза". Не меньшей сенсацией стало выступление единственной российской тромбонистки Алевтины Поляковой на гала-концерте в Стамбуле 30 апреля 2013 года. Он был организован ЮНЕСКО в честь Международного дня джаза и привлёк таких корифеев джаза как: Эл Жарро, Херби Хэнкок, Уэйн Шортер. Алевтина не только играет, но и неплохо поёт, а также сочиняет музыку.

Концерт открылся исполнением биг-бендом Игоря Бутмана знаменитого хита "Сент -Луи блюз", написанного ещё Уильямом Хэнди в 1914 году. Забавно, что автор этих строк впервые услышал его в семь лет в исполнении оркестра трубача Эдди Рознера на старенькой грампластинке, выпущенной в СССР ещё в 50-е годы (когда джаз был не в фаворе у коммунистических властей). Соло на хроматической гармонике виртуозно исполнил самый юный исполнитель концерта Миша Гейфман.

А потом его сменили трубач Сахаров и ударники. Далее вокальный дуэт Аккуратов-Дэвис исполнил при поддержке тромбонистки Поляковой две композиции: One of just things и Sweet Lorraine. Выступление дуэта было встречено особо бурными овациями. В композиции Beautiful love запомнилось импровизационное соло Марка Уитфилда-мл на ударных, а при исполнении номера "Ты не знаешь, что такое любовь" солировали поочередно саксофонист Илья Морозов и контрабасистка Кейт Дэвис. А в заключении первого отделения была устроена настоящая "битва на саксофонах", в которой выделялся романтичный звук Кафисо.

Пьеса "Вечный треугольник" некогда была написана Сони Ститом, но российские саксофонисты попытались придать ей национальный колорит. Второе отделение открылось исполнением "Блюза для Куснировича", для богатого спонсора, который и предложил проводить фестиваль "Черешневый лес" 13 лет назад. А затем прозвучала знаменитая песня What a wonderful world, которую великий Луи Армстронг записал ещё в 1967 году, но которая обрела второе рождение в США лишь в 1988 году, когда Барри Левинсон снял свой хитовый фильм "Доброе утро, Вьетнам". Запись этой проникновенной песни проходила ночью, ибо продюсеры звукозаписывающей компании всячески препятствовали её выходу.

Они считали, что неуместно восторгаться миром, в котором идут непрерывно войны. Но в Европе сразу оценили её по достоинству. А в 1999 году она была введена в Зал славы премии "Грэмми", как и её ранний исполнитель Сэм Кук-корифей музыки в стиле соул. Олег Аккуратов проникновенно с романтическим придыханием спел пьесу Foggy day in London, а сентиментальный Кафисо отдал в своей композиции (в оранжировке В. Толбова) дань памяти знаменитому саксофонисту Клиффорду Брауну.

При исполнении пьесы Чарли Паркера My little sweet shoes были задействованы аж семь музыкантов. А в заключение вечера прозвучала популярная композиция пятидесятых годов C'est si bon, которую исполняли многие звезды: от Ива Монтана до Дина Мартина, от Луи Армстронга до Нат Кинг Кола. Эта жизнеутверждающая мелодия сообщила всем зрителям хорошее настроение, которое не покинуло их даже после того, как все участники биг-бенда и приглашенные солисты ушли со сцены.

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Автор Виталий Хабаров
Виталий Хабаров — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить