«Анатомия памяти» Андрея Макаревича и Андрея Белле

С 24 апреля по 25 мая в Государственной Третьяковской галерее можно будет посетить уникальную выставку известного рок-машиниста Андрея Макаревича и его старинного приятеля, питерского художника Андрея Белле – «Анатомия памяти». Экспозиция пройдет при поддержке Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и Федерального агентства по культуре и кинематографии.

«Однажды я в Великом Устюге в антикварной лавочке купил целый чемодан виньеточных карманных старых фотографий времен Первой мировой войны», - рассказывает Андрей Макаревич. – «В них было такое ощущение времени, что нам захотелось над этим ощущением поработать и его усилить. Фотокамера сегодня превратилась в приложение к телефону, фотографирование – в милую домашнюю забаву. А сто лет назад это было чудо, священнодействие. И человек шёл к фотокамере как на исповедь. Поэтому, в отражении глаз этих людей можно разглядеть всё… И как они любили, и как страдали и как радовались, как текла их непохожая на нашу жизнь».

Выставка «Анатомия памяти» представляет собой совместный творческий проект двух тысячелетних товарищей – именитого музыканта и не менее известного живописца и насчитывает двенадцать крупноформатных работ, созданных на основе фотографий начала прошлого века. «Пытаясь извлечь из фотографий давно угасшие чувства, мы желали понять, что же руководило ими в их стремлениях, в их любви, радостях и бедах», - говорит Андрей Белле. – «Это было тем более интересно, чем больше мы осознавали необратимость процессов развития, а может и деградации общества, невозможности понимания большинством наших современников тех материй, которые были совсем недавно всем так знакомы и близки».

Для того, чтобы достичь желаемого эффекта времени, Макаревич и Белле взяли изначально маленькие фотографии вместе с виньетками и подписями фотографов, разогнали до метровой высоты и отпечатали на специальном фото-холсте. Затем они намерено испортили фотографии – испачкали масляной краской, искусственным образом создали царапины и повреждения – эдакое художественное шрамирование – после чего нанесли на обработанный фотоснимок слой бесцветного матового лака, создающего иллюзию слоя пыли. В результате у каждой фотографии появилось как будто второе, смысловое дно – прежнее содержание в ином исполнении. Подобный марафет бесспорно придает фотоснимкам особый стиль элегантного времени.

Известно, что лидер «Машины Времени» трепетно и очень бережно относится ко всему, к чему прикоснулось время прошлое. И не удивительно, а скорее, даже символично, что именно он предлагает посетителям и всем тем, кто неравнодушен к ретро-фотографиям, совершить это недолгое, но душевное путешествие во времени.

Автор Григорий Резанов
Григорий Резанов — журналист, фотожурналист, бывший редактор культурного раздела Правды.Ру
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить