Автор angelina_f

Creative Commons - альтернативный проект по защите авторских прав

За последние несколько десятков лет система авторского права – кратко ее называют «копирайтом» - приобрела ряд серьезных недостатков и фактически превратилась в свою противоположность. Вместо того, чтобы защищать права авторов и потребителей произведений искусства, научных открытий и технических разработок, она зачастую создает им неразрешимые проблемы.

В первую очередь из-за копирайта страдают потребители произведений искусства. Согласно законам США, выпущенным начиная с 1997 года, многие из них могут подвергнуться уголовному преследованию всего лишь за обмен книгами или любимыми записями.

Сами же авторы произведений искусства, ради которых якобы ужесточаются законы об авторском праве, кажется, пострадали даже еще больше.

Из-за них люди искусства, и прежде всего, музыканты - превратились из уважаемых в обществе людей в настоящих рабов "правообладателей" - руководителей и представителей звукозаписывающих лейблов.

Именно им музыкант обычно отдает свои авторские права, и в результате этого петь свои новые песни - даже в дружеской компании - подчас может только с согласия "правообладателя".

Самое печальное здесь то, что влияние американских законов об авторском праве – даже при отсутствии у них европейских аналогов – так или иначе испытывает весь остальной мир.

Они стали неразрывной частью международного права, - и в случае вступлении, например, России в ВТО мы все окажемся под властью "копирайта".

Столь безграничная власть позволяет музыкальным лейблам, многие из которых представляют собой транснациональные корпорации, ограничить или даже предотвратить естественное распространение самых талантливых творений в области рок-музыки.

Это же касается и джазовых композиций, а также лучших исполнений классической музыки.

Известный американский юрист Лоуренс Лессиг и его единомышленники решили вмешаться в ход истории и поставили целью создания альтернативной системы авторского права - Creative Commons (CC).

В ее основе лежат лицензии GNU Free Documentation License (GFDL) и Open Publication License (OPL), используемые для создания свободного программного обеспечения. В частности, на условиях лицензии GFDL распространяется всем известная Википедия.

В настоящее время под этой лицензией опубликовано множество музыкальных произведений и книг, из которых, вероятно, самой популярной является книга самого основателя СC Лоуренса Лессига "Свободная культура".

Публикация произведений под лицензий СС не мешает создателю произведений искусства использовать свои произведения в коммерческих целях или сотрудничать с лейблами.

Однако при всем при этом его произведения не могут быть скрыты от общественности произволом "правообладателя". Они остаются доступными общественности, как музыка и книги XIX и начала XX века.

Кроме того, автор, пожелавший опубликовать свой новый роман или альбом, может быть уверен,что его не украдут и не присвоят. Те, кто попробует, будет иметь дело с авторитетной международной юридической организацией, и шансы выиграть у него будут невысоки.

Конечно, сама по себе лицензия СС не позволит артисту получить гонорар. Однако со временем ее популярность может возрасти, и в таком случае большинство авторов, с которыми будут иметь дело лейблы, уже опубликуют ее под Creative Commons.

И в таком случае, отношение между людьми искусства и их работодателями имеют шанс измениться к лучшему.

В настоящее время на сайте Creative Commons опубликован список стран, в которых лицензия организации имеет законодательную силу. Россия пока к их числу не относится.

Для того, чтобы лицензия CC заработала в нашей стране, ее нужно перевести на русский язык и привести в соответствие с нашим законодательством.

Если это будет сделано, то, возможно, удастся решить многие проблемы российских музыкантов, писателей и даже ученых - в рамках СС открыт и успешно продвигается проект Science Commons.

Читайте еще в разделе "Культура".

Встройте "Правду.Ру" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Добавьте "Правду.Ру" в свои источники в Яндекс.Новости

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках, Google+...

Комментарии
Сталинград стал заложником противоречий
Как атеист Ципрас предал греков, православие и Россию
Как атеист Ципрас предал греков, православие и Россию
СМИ Израиля рассказали об унижении туристов из бывшего СССР
СМИ: повышение НДС ударит по каждому россиянину
Что даст референдум в Донбассе, а потом и в Крыму
Это всё придумал Бисмарк: как Госдума приняла "проклятый" закон
Сталинград стал заложником противоречий
Энергетическая война в Центральной Азии: Ташкент идет на компромисс
Что даст референдум в Донбассе, а потом и в Крыму
Путин: мне не нравится пенсионная реформа — как всему народу
Что даст референдум в Донбассе, а потом и в Крыму
Что даст референдум в Донбассе, а потом и в Крыму
Сталинград стал заложником противоречий
Как атеист Ципрас предал греков, православие и Россию
Как атеист Ципрас предал греков, православие и Россию
Почему Литва опять боится вторжения Путина
Сталинград стал заложником противоречий
Сталинград стал заложником противоречий
МОК объявил о готовности принять Россию обратно
Что даст референдум в Донбассе, а потом и в Крыму

Форматная встреча президентов России Владимира Путина и США Дональда Трампа вызвала прямо-таки мировой ажиотаж. Как и о чем президенты США и России договорились в Хельсинки? Почему в Иране надеялись и радовались этой встрече, но и боялись возможных соглашений? На эти и другие вопросы видеостудии "Правды.Ру" ответил известный журналист, публицист Аббас Джума.

Каких соглашений США с Россией боятся в Иране?