О вкусах спорят: компьютер может предсказать будущие музыкальные хиты

Ученые Массачусетского института технологий заявили о создании компьютерной чудо-программы. C ее помощью станет возможно предсказывать, какое будущее ожидает музыкальное произведение и суждено ли ему попасть на первую строчку хит-парада. Достигается это с помощью компьютерного анализа аудиозаписи. Разработчики Брайан Уитман (Whitman) и Тристан Йеэн (Jehan) уверены, что их творение способно значительно дополнить существующие представления о человеческих музыкальных пристрастиях.

Сложно себе представить, чтобы компьютер мог самостоятельно различать музыкальные стили и особенности того или иного звучания. Тем более сложной и на первый взгляд невыполнимой задачей оказывается “научить” сплетение плат и микросхем руководствоваться в выборе того или иного компакт-диска или пластинки неким вкусом. До последнего времени современные компьютерные программы были способны определять технические характеристики звучания и, в крайнем случае, “отмечать” особенности стилей и направлений. Однако, по словам Уитмена и Йеэна, все зависит от того, с какой точки зрения смотреть на проблему и как подходить к музыке.

Прежде всего выполняется основная работа по каталогизации музыкальных композиций. Для этого, в свою очередь, необходимо “научить” компьютер “слышать” музыку, т.е. воспринимать ее так, как это делает человек. Здесь включается ряд существенно-важных параметров: контекст песни – что человек думает о звучании – и качество звучания: темп, тембр и т.д. Зарегистрированные результаты представляют собой данные о конкретной песне, далекие от принятых ярлыков: “рок”, “поп”, или “классика”.

Затем компьютер может черпать “знания” из Интернета, считывая различные блоги, отзывы и таким образом постепенно все больше ориентируясь в ситуации. В то же время, отмечают разработчики, компьютер будет “прослушивать” музыкальные композиции, попутно анализируя сигнал, вычленяя доминанту, основную тему, ритм, очерчивая в целом структуру композиции. Затем, на конечном этапе, компьютер сопоставляет отзывы слушателей и отработанный материал, делая соответствующий прогноз относительно его возможной судьбы.

От этого выиграют прежде всего звукозаписывающие компании и в целом рынок, поскольку можно будет делать более широкие предположения и давать более верные рекомендации. В любом случае, по мнению разработчиков, реакция потребителей может быть крайне интересной.

Стоит отметить, что технология в некотором смысле прошла тестовые испытания. Как сообщается, с помощью установленной методологии на протяжении нескольких недель удавалось достаточно точно предсказывать порядок следования композиций в одном из популярных американских хит-парадов.

Наконец, говоря о функциональности нового метода, можно вспомнить опыт многих музыкальных он-лайн прилавков, в т.ч. Amazon , когда покупателям при приобретении определенного наименования предлагается ряд других. Этот механизм более известен как “фильтрация совместимости”. Это упрощенная модель более современной технологии, о которой идет речь, и она, безусловно, далеко не совершенна. Подобная навязчивость зачастую только раздражает.

Именно поэтому разработчики далекоидущего продукта ставят во главу угла не случайные предпочтения клиента, а более тонкое сходство между музыкальными композициями.

Автор Олег Давыдов
Олег Давыдов — кандидат медицинских наук, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить