Маэстро: элегантный, как рояль

228303.jpegКазалось бы, совсем недавно по Москве гулял такой хулиганистый хит — "Лица желтые над городом кружатся…" на мотив "Желтых листьев" Паулса. С тех пор прошла целая эпоха. Исчез Советский Союз. Латвия стала суверенным государством, а Раймонд Паулс все равно остался нашим композитором, песни которого продолжает распевать Россия. Да и не только Россия.

Даже не верится, что сегодня Раймонд Паулс отмечает свое семидесятипятилетние.

В отличие от Моцарта и других музыкальных гениев Паулс рос в семье далекой от музыки. Отец Волдемар Паулс работал на Ильгюциемской стекольной фабрике стеклодувом, мать Алма Паулс вела домашнее хозяйство. Но тяга к музыке проявилась в трехлетнем Раймонде, когда его определили в детский сад 1-го музыкального института (первым педагогом будущего маэстро был Заринь). В 1946 году Раймонд поступил в 10-летнюю музыкальную школу имени Э. Дарзиня при консерватории ЛССР, где учился у профессора Дауге. В 1953 году Паулс стал студентом 1-го курса исполнительского отделения Латвийской государственной консерватории по классу фортепиано, который вел профессор Герман Браун.

Возможно, жизнь маэстро сложилась бы по-иному, не упроси он руководство консерватории разрешить ему параллельно с учебой работать пианистом сначала в эстрадном оркестре клуба автодорожников, затем в таком же оркестра клуба медицинских работников. С одной стороны, это были неплохие заработки, но с другой стороны, молодого музыканта подстерегал искус Бахуса. Ресторанная жизнь, с которой столкнулся пианист, погружала его в сплошную пьянку. Другой возможно и сгинул бы в "алкогольном омуте", но маэстро спасла не только "одна лишь к музыке любовь", но и вера в него профессора Германа Брауна, который видел в нем задатки прекрасного музыканта. Именно его участие спасло Паулса от отчисления из Консерватории. И еще рядом была жена, которая не дала ему упасть.

Читайте также: Товарищу Сухову — восемьдесят

"В августе 63-го я бросил пить бесповоротно, полностью и окончательно. Бросал не постепенно, не ограничивая себя до "воскресного и праздничного статуса", трех рюмок или пивка, а сразу, в секунду и тотально — ничуть и никогда!" — вспоминает маэстро.

В 1964 году Раймонд Паулс становится художественным руководителем Рижского эстрадного оркестра Государственной филармонии Латвии.

Тогда же начинается его композиторская деятельность. Он пишет музыку к песням получившим широкую известность в Латвии, но советская эстрада пока еще не открыла рижского маэстро. Всесоюзная слава приходит к Паулсу в 1975 году с песней "Листья желтые". В течение пяти следующих лет он создает еще несколько шлягеров — "Подберу музыку", "Танец на барабане", мюзиклы "Сестра Кэрри" и "Шерлок Холмс". И уже совсем великая звездная слава приходит к нему вместе с Примадонной. Именно Алла Пугачева первой исполнила его хиты "Маэстро", "Старинные часы", "Миллион алых роз", "Без меня".

Маэстро не скрывает, что 80-е годы были его "болдинской осенью".

"Будем смотреть реально на вещи. Ведь даже у такого великого артиста, как Фрэнк Синатра, было сколько хитов — четыре-пять, не больше. То есть хороших песен хватало, но публика выбрала несколько, и ничего другого уже не хотела. Это закон жанра. Так и у меня — осталось то, что в свое время понравилось людям. Я начинаю играть "Миллион роз", "Листья желтые" — сразу аплодируют".

Кроме Пугачевой Паулс работает в это время с другими известными исполнителями — Валерием Леонтьевым ("Исчезли солнечные дни", "Кабаре", "Полюбите пианиста"), Лаймой Вайкуле ("Вернисаж", "Еще не вечер", "Шерлок Холмс"), и его песни тут же становятся хитами.

228302.jpegОни и сегодня остаются нашими хитами. Они смотрятся как недосягаемые вершины на фоне клонированной "фабричной" эстрады. Потому что звезду на фабрике не сделаешь. Маэстро хотел зажигать звезды иным путем. В 1986 году по его инициативе был организован конкурс молодых исполнителей "Юрмала", просуществовавший до 1991 года.

"В середине восьмидесятых, еще в советское время, по моей инициативе начался этот музыкальный фестиваль "Юрмала". Потом стало не до шоу-фестивалей, мы надолго приостановились, а, когда принялись возрождать фестиваль, оказалось, что мы должны менять Юрмалу, потому что какой-то жулик втихаря купил название нашего фестиваля. Но мы все-таки сделали фестиваль под новым названием. И я вошел в жюри, потому что, будем говорить откровенно, каждый член жюри, представляя какое-то государство, защищает его интересы. Все равно мы, так или иначе, своих поддерживаем… И я всегда находил молодых, помогал им — это на роду мне написано. Если я слышу, что мой подопечный чего-то добился, у меня на душе такая радость!".

Правда временами радость маэстро омрачает то обстоятельство, что хозяин нынешнего конкурсного мероприятия — телевидение. И телевизионщики решают: будет петь тот, у кого есть рейтинг. Таким образом, "идея открытия новых талантов уходит на второй план", с горечью констатирует маэстро. "И я уже боюсь, что на "Новой волне" выработался стандарт, что зрители уже знают, что там будет происходить, кто будет гостями. Опять на сцену выйдут те звезды, кого можно уже отнести к категории "ветеранов", и все такое. Хотя цель фестиваля изначально была совсем другой — найти молодые таланты, открыть звезд".

Но хотя такие мысли время от времени его посещают, покинуть этот конкурс, уйти, в сердцах хлопнув дверьми, маэстро не может… Потому что своих детей не бросают. А "Новая волна", как и "Юрмала", все таки состоялись именно благодаря участию в них маэстро.

"В любом случае со мной или без меня мы не должны идти по шаблонному пути, не должны становиться очередным субботним вечерним ТВ-шоу, когда одни и те же лица...".

Вызвано ли это его неприятие нынешних ТВ-шоу тоской по советским временам? "Я бы сказал — по своей молодости, — отвечает маэстро журналистам. — Это были золотые годы. Мы как могли, так жили. Играли, пели. Сегодня многие хотят сказать, что все тогда было плохо. Я не из тех.

Например, такие фильмы сегодня никто не может снять, как снимали в наше время. Да и такой музыки не пишут, не играют. Я патриот, я не могу сказать про свою страну ничего плохого. Но то, что можно было жить по-другому, с большей заботой о простом человеке, не о деньгах, а о душе, культуре, — это, несомненно".

Ему 75, но он по- прежнему подтянут, элегантен, насмешлив. Таким и должен быть истинный маэстро. Он любим на всем советском пространстве, именно советском, потому что его песни остались и будут оставаться с нами не как артефакты ушедшей советской культуры, а как живое воплощение того времени, когда вся великая страна распевала "Желтые листья" и "Миллион алых роз". Она и сегодня их распевает. Розы маэстро не вянут!

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Встройте "Правду.Ру" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Добавьте "Правду.Ру" в свои источники в Яндекс.Новости

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках, Google+...

Комментарии
Готова ли Россия к выходу Армении из ЕАЭС и ОДКБ?
В Турции раскрыли детали смертельной ссоры россиянина и украинца
Новые подтверждения: США готовились поставить в Крыму флот НАТО
Новые подтверждения: США готовились поставить в Крыму флот НАТО
Новые подтверждения: США готовились поставить в Крыму флот НАТО
Британские СМИ нашли "женщину-убийцу" в деле "Новичок"
Мэй "прогнулась" по российскому вопросу
Белорусы объявили "палачом" Александра Суворова
ФАС не нашла причин для снижения цен на топливо
Белорусы объявили "палачом" Александра Суворова
СМИ Финляндии требуют от Путина вернуть Выборг
Литва скажет Путину и Трампу, как нужно себя вести
СМИ: Русский фанат убил украинца за "Слава Украине!"
Мэй "прогнулась" по российскому вопросу
Новые подтверждения: США готовились поставить в Крыму флот НАТО
Новые подтверждения: США готовились поставить в Крыму флот НАТО
Порошенко велел остановить "провокации России" в Азовском море. Топить будут?
Литва скажет Путину и Трампу, как нужно себя вести
Зачем Бог сотворил мир
СМИ: Русский фанат убил украинца за "Слава Украине!"
Порошенко велел остановить "провокации России" в Азовском море. Топить будут?