They say, everything could be replaced”..

Умерла легенда джаза и блюза Нина Симон
Легендарная джазовая и блюзовая певица Нина Симон скончалась в возрасте 70 лет у себя дома на юге Франции. Симон считали одной из последних остававшихся в живых великих джазовых вокалисток, критики очень высоко ценили ее композиторский и исполнительский талант. Певица родилась в американском штате Северная Каролина в многодетной семье. Начала играть на фортепиано с четырех лет и получила классическое музыкальное образование в престижной нью-йоркской музыкальной школе — крайне редкая удача для темнокожей женщины в Америке 1950-х годов.

В 1959 году певица выпустила свой первый сингл — композицию I Love You Porgy из оперы Джорджа Гершвина Porgy And Bess. Пластинка моментально стала хитом, и вскоре за ней последовала ставшая знаменитой песня My Baby Just Cares For Me.

Симон уехала из США в 1973 году и вернулась на родину только в 1985 году для серии концертов. В 1998 году в одном из интервью заявила, что причина ее отъезда — расизм. По ее словам, она "дорого заплатила за борьбу с истеблишментом". На протяжении своей долгой музыкальной карьеры Симон жила на Барбадосе, в Швейцарии, Либерии, Тринидаде и Великобритании, а восемь лет назад переселилась во Францию.

Ее последнее выступление на публике состоялось в июле прошлого года в Польше.

Посвящение

Почему сигары зажигают спичками? Сильным, натуральным пламенем, которое нехотя выскальзывает из-под опытной руки, шипит, сопротивляется, обволакивает свернутые табачные листья, передавая им свою мимолетную страсть, свой огонь. А потом исчезает. Спичка. Голова слетает за секунду. А ведь спичка зажигается сразу только в руках профи. Эстета.

Сейчас поздно. Даже не знаю точно, который час. Я сейчас тонко-тонко чувствую. Каждый звук. Нина Симон решила составить мне компанию. Чуть слышно доносится ее голос из компьютерных колонок. Мне повезло. Она знает, что петь, когда чувства на грани опасной перемены. Это переход в другую реальность. Он всегда немного необычен для обычного человека, привыкшего к жизни на одном уровне. Можно сказать, что этот переход причиняет боль. Но сейчас не хочется давать оценку ничему. Больно — это сейчас ни хорошо, ни плохо. Это чувство, которое вытягивает из тебя все на поверхность: твои желания, переживания, требования, надежды. Ты осознаешь, что у тебя есть много возможностей понимать, что происходит вокруг. Если вокруг происходила любовь, то боль дает понять, что существует еще и нелюбовь.

Забавно, так много людей думают о чувствах, но не ощущают их. Все пытаются осмыслить, укротить, привязать свои чувства и эмоции к определенному человеку, иногда к себе самому. Но чувства, оказывается, живут сами по себе, как будто осознавая, когда надо заявить о себе, когда уйти в тень или умереть.

Сейчас мои самые светлые чувства умерли. Закрыли прозрачные веки и покинули меня, вывернув наружу весь смысл жизни. Тихо рождаются новые, другие чувства. К кому они привяжутся на этот раз? Или к чему?

Теперь я не чувствую, а только мыслю.

Забавное состояние — без чувств. Сейчас можно посмотреть на себя со стороны. Просто взглянуть и понять, что происходит. Как редко этого можно добиться! Пожалуйста: я сижу и вожу рукой по белому листу. Появляются слова, в которых заплетаются чувства, звуки, мысли, запахи.

Этими словами — чистыми, необогащенными прахом почивших чувств, хочется рассказать о прошлом, маленьком прошедшем счастье, которое длилось 7 дней. Оно родилось, привязалось к словам и имени. Держалось своими тонкими пальцами за память и воображение. Сплетало из них невероятные покрывала, которыми закрывала мои глаза. Я видела только то, что было моим счастьем.

Мое счастье взяло неожиданно всю ответственность на себя: "Я — твое счастье, — сказало оно, — твоя жизнь. Я буду с тобой. Буду тебя радовать, вдохновлять и тратить твое время на мысли о другом человеке. Теперь он будет проживать с тобой каждую минуту. Ты будешь думать о нем и о себе как об одном целом. Это мое требование. Если хочешь, чтобы я длилось, оставь мысли о себе и подумай о "нас".

И мне вдруг стало совершенно невыносимо без "нас".

Ощущение счастья появляется так случайно, хотя в определенный момент понимаешь, что давно думал о таком светлом, незабываем состоянии. Только думал, но не ощущал его.

Счастье поднимает на ступеньку выше, бросает под ноги — рыжие розы, в ванну — оранжевые апельсины. Счастье звучит голосом в телефонной трубке, предварительно поморгав на дисплее долгожданным единственным именем.

Голос...его можно слушать во сне: он напевает слова любимой песни, говорит с легким акцентом. "They say, everything could be replaced".. так поет Нина Симон. Да, наверное, все, все можно заменить. Переставить местами. Зачеркнуть ручкой. Все проходит, если ты этого хочешь. Можно поставить точку, отправить свои чувства в отставку и позвать новые, которые грелись в лучах собственного инкубатора где-то в душе... или в сердце.

Огонь горит, греет, губит. Светит, сводит с ума, сердит. Это жизнь такая — горящая и сгорающая. Огонь — это чувство, которое продолжает твою жизнь. Переводит тебя в иную реальность, открывает глаза на необъятное пространство свободных ощущений.

Боль от ожога — это всего лишь необходимый элемент, ниточка, которая цепляет и вытягивает на свет новое понимание, новые чувства. Возможно, тянет на свет новое счастье.

О том же самом читайте на английской версии ПРАВДЫ.Ру: https://english.pravda.ru/science/19/95/381/9810_simone.html

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить