Автор grigory_r

Englishman in Moscow...

Один из самых талантливых и ярких молодых дирижеров современности Владимир Юровский исполнил в Концертном зале им. П.И. Чайковского с Российским национальным оркестром (РНО) монографическую программу из трех сочинений Игоря Стравинского (1882 -1971). В программу концерта вошла хорошо знакомая музыка к балету «Весна священная» (1913).

Зато два других – не частые гости на московских концертных подмостках: Симфония в трех движениях (1945) и фортепианный концерт (1940, в редакции 1950 г.)

Музыка Стравинского после длительного перерыва зазвучала в СССР лишь после 1962 года. Тогда знаменитый композитор в свой 80-летний юбилей приехал на родину после почти полувекового отсутствия и продирижировал в Москве и Ленинграде несколькими своими сочинениями: сюитой из балета «Петрушка», музыкой к балету «Орфей», Одой, «Фейерверком» и оркестрованной им русской народной песней «Эй, ухнем!».

Последняя была заказана ему еще Временным правительством Керенского в качестве нового российского гимна. Другими сочинениями тогда дирижировал американский дирижер Роберт Крафт. Для тех, кто слышал эти концерты (а мне это довелось), они остались одним из ярчайших впечатлений в музыкальной жизни. Ну а в жизни политической тогда запечатлелось то, что Стравинский был принят Хрущевым...

Тем не менее, все эти годы список исполняемых в России сочинений Стравинского был весьма ограничен. Главным образом, звучали произведения, написанные им еще в России или для дягилевских «Русских сезонов» в Париже: музыка для балетов «Жар-птица» «Весна священная», «Петрушка», фортепианная сюита из которого входит в число популярных пьес на втором туре конкурсов Чайковского. Изредка звучали «Симфония псалмов» или - еще реже - «Царь Эдип».

А вот сочинения последнего периода, когда Стравинский в своем творчестве обратился музыке сакрального характера, иногда напрямую использующей библейские или другие религиозные тексты, а иногда опосредованно соотносящейся с религией, в России в живом исполнении были практически не известны.

Владимир Юровский – главный дирижер Лондонского филармонического оркестра

(сезона 2007-2008 года) и Оркестра эпохи Просвещения, многолетний художественный руководитель Глайндборнского оперного фестиваля в Англии и главный приглашенный дирижер РНО, с которым он успешно сотрудничает с 2002 года – успел к своим 36 годам продирижировать 37 операми – от Глюка до ныне здравствующего Пендерецкого.

Его слышали в столь известных театрах, как «Метрополитен-опера», «Ла Скала», «Ковент-Гарден», «Коммунале» в Болонье, «Комише-опер» в Берлине и другие, не говоря уж о семи постановках в Глайндборне – весьма немало для такого юного для дирижерской профессии возраста. Впрочем, в родных пенатах Юровский в этом качестве так до сих пор и не востребован – слишком явной станет несостоятельность некоторых сановных, «государственных» дирижеров.

В рецензируемом концерте Юровский был исключительно великолепен во всех трех сочинениях. Его дирижерская техника безукоризненна, и дирижерская воля на подиуме непререкаема – она ярко проявляется в ясности жеста.

Симфония в трех движениях, написанная Стравинским по заказу Нью-Йоркской филармонии, прозвучала технически и эмоционально на редкость качественно, несмотря на обилие в партитуре духовых инструментов, обычно являющихся камнем преткновения для отечественных симфонических коллективов.

Юровскому удалось точно отобразить прихотливость и изобретательность партитуры Стравинского, сфокусировать исполнение на особенностях его стиля, сконцентрированных в этой симфонии. Четко были проявлены конкуренция рояля, использованного, как оркестровый инструмент, и арфы.

Разумеется, при прослушивании всплывали и воспоминания о балете Джорджа Баланична на эту музыку. Великий хореограф со своим «Нью-Йорк Сити балетом» приехал в СССР в 1962 году, когда еще Стравинский находился в Москве, и показал его балет «Агон».

В Концерте для фортепиано с оркестром блестяще солировал Вячеслав Попругин - 35-летний пианист, уверенно приобретающий заслуженную популярность, главным образом, как исполнитель современной музыки, но интересный и в романтическом репертуаре.

В последние годы он часто выступает в ансамбле со всемирно известной виолончелисткой Наталией Гутман. Рояль у Вячеслава Попругина звучал ярко, остро, темпераментно, стилистически и тембрально точно. И хотя я и не очень люблю это слово, но по отношению к услышанному оно кажется вполне уместным – это был настоящий драйв!

И еще одну особенность исполнения молодого музыканта показалась мне интересной. Он очень органично и тактично высветил (может быть и не специально), в этой музыке обычно не замечаемые рахманиновские интонации и отголоски католического « Dies Irae ».

В исполнении концерта нельзя не отметить также и великолепную игру группы деревянных духовых и, особенно, Максима Орехова, солировавшего на английском рожке.

Исполнение балета «Весна священная» изменило течение времени. Обычно эта музыка звучит не менее 35 минут, а, порой, и еще более. На сей раз она «уложилась» за 32 минуты, что должно было бы стать заметным. Но этого не произошло – ощущения убыстренного темпа не было, и эта особенность данного исполнения выяснилась только после окончания исполнения, когда часы были извлечены из жилетного кармана.

Однако, могут ли быть хороши сверхбыстрые темпы?.. Да, ведь, быстро - хорошо не бывает – с улыбкой скажете и вы… Но мне показалось, что все выглядело органично и убедительно.

И это еще один «решпект» главному (не считая Игоря Стравинского) герою вечера - Владимиру Юровскому. Гостю из Лондона.

Читайте еще в разделе "Культура".

Встройте "Правду.Ру" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Добавьте "Правду.Ру" в свои источники в Яндекс.Новости

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках, Google+...

Комментарии
Новые подтверждения: США готовились поставить в Крыму флот НАТО
В Китае найдена угроза для всего живого на Земле
Новые подтверждения: США готовились поставить в Крыму флот НАТО
Франция стала чемпионом мира по футболу
Новые подтверждения: США готовились поставить в Крыму флот НАТО
Новые подтверждения: США готовились поставить в Крыму флот НАТО
Новые подтверждения: США готовились поставить в Крыму флот НАТО
Новые подтверждения: США готовились поставить в Крыму флот НАТО
Новые подтверждения: США готовились поставить в Крыму флот НАТО
Сражаются за интересы России: Игорь Стрелков о добровольцах из ЧВК "Вагнер"
Украине предрекают голодные годы
Новые подтверждения: США готовились поставить в Крыму флот НАТО
Польского дипломата побили на рейсе Иркутск – Москва
Франция стала чемпионом мира по футболу
Трамп сделал сенсационные заявления о Крыме, Путине и НАТО
Франция стала чемпионом мира по футболу
Ученые рассказали, какой должна быть идеальная кровать
Франция стала чемпионом мира по футболу
Власти придумали новый налог для каждого гражданина
Вместо "Мистралей": Россия в ожидании мощного "Прибоя"
Власти придумали новый налог для каждого гражданина