«Камертон» Сати Спиваковой

В энциклопедиях слово "камертон" трактуется как источник, служащий эталоном высоты звука при настройке музыкальных инструментов и в пении. Героев новой авторской программы Сати Спиваковой "Камертон" , премьера которой состоится на телеканале "Культура" 21 мая, безусловно, можно назвать эталоном высоты в своем искусстве. Это выдающиеся исполнители, композиторы, известные режиссеры и импресарио, все те, кто связан с миром классической музыки.

Программа "Камертон" - это задушевный и непринужденный разговор о жизни, искусстве и любви. Некоторые интервью записаны у героев дома, некоторые — на гастролях. Также зрители увидят фрагменты выступлений, уникальные фотографии и видеоматериалы из личных архивов.

Герои первых четырех выпусков "Камертона" - настоящие величины мира классической музыки: Мария Гулегина - "фирменная" вердиевская певица, лучшая Тоска своего времени; Ульяна Лопаткина - прима-балерина Мариинского театра, "сокровище мирового танца"; Хуан Диего Флорес - обладатель "Золотого Россини", эксклюзивный артист фирмы Decca ; Мишель Глотц - знаменитый продюсер и импресарио, многие годы работавший с Гербертом Фон Караяном и Марией Калласс .

Первая программа посвящена "самому знаменитому русскому сопрано мира" Марии Гулегиной . Свою певческую карьеру Гулегина начала в Минске, в Белорусском театре оперы и балета, где считалась самой строптивой певицей. Устремившись на штурм международного оперного Олимпа 15 лет назад, уже через два года Мария дебютировала в "Ла Скала" в спектакле "Бал-маскарад", где её партнёром был Лучано Паваротти . А в 1996 году "за блестящий дебют" Гулегина в Вероне получила престижную премию Дзенателло. Многим российским певцам удавалось спеть на сцене "Ла Скала" всего лишь раз. А в миланском репертуаре Гулегиной такие спектакли, как "Двое Фоскари", "Тоска", "Пиковая дама", "Набукко", "Макбет", "Манон Леско", и еще два сольных концерта. Каждый день примадонны "Ла Скала", "Метрополитен-опера" и "Ковент-Гарден" расписан на 5 лет вперед. В программе "Камертон" певица вспоминает о начале своей певческой карьеры, о своих учителях, о дебюте в "Ла Скала". Сати Спивакова пытается выяснить, насколько правдивы истории о взрывном характере Гулегиной, какой из театров она может назвать "своим", как складывалась ее западная карьера и что для певицы понятие "родина".

Героиня второго выпуска "Камертона", прима-балерина Мариинского театра Ульяна Лопаткина производит впечатление очень уравновешенного человека — со всеми дружелюбна, радушна, внимательна. Кто-то считает это маской, другие говорят, что все дело в ее религиозности. В 1994 году, блистательно станцевав партию Одетты-Одилии, Ульяна стала "лицом" Мариинского театра, и о ней заговорил весь мир. Критики в один голос утверждали, что в историю русского балета вписана новая страница. За 6 последующих лет балерина получила все существующие в стране призы, стала заслуженной артисткой России. Сообщение о беременности Лопаткиной повергло все балетное сообщество в шок. Поговаривали о конце карьеры балерины. Но Ульяна совершила невозможное: через год с небольшим на концерте в честь 300-летия Санкт-Петербурга перед президентами сорока стран она танцевала свой коронный номер — "Умирающего лебедя". А потом поехала с театром на гастроли в Сан-Франциско, откуда сразу же донеслись восторженные отзывы о "вернувшемся сокровище мирового танца". О том, как изменилась жизнь Ульяны после рождения дочери, тяжело ли было с триумфом вернуться на сцену, необходимо ли балерине одиночество и кто ее кумиры, и вообще, для чего нужно это вечное самопожертвование, Лопаткина поделилась с Сати Спиваковой.

Перуанский певец Хуан Диего Флорес , герой следующей программы "Камертон", в детстве мечтал стать эстрадным певцом и поступил в Национальную консерваторию Перу. Но во время учебы выяснилось, что Флорес обладает редкостным типом голоса, который итальянцы называют tenore di grazia (изящный тенор). Совершенствовать свое вокальное мастерство певец отправился в Филадельфию в Институт Кёртиса, где встретился с перуанским тенором Эрнесто Паласио, который стал главным наставником Флореса и оказал влияние на дальнейшую его карьеру. В 1996 году выступление Флореса на фестивале Россини в Пезаро стало сенсацией. После его дебюта на сцене "Ла Скала" ("Армида" Глюка) и "Ковент Гарден" (концертное исполнение "Елизаветы" Доницетти) мир заговорил о появлении нового замечательного тенора, а Паваротти назвал его своим преемником. Сегодня Хуан Диего Флорес — мировая звезда, лучшие оперные театры мира отдают ему пальму первенства как исполнителю произведений бельканто. Должен ли артист верить в судьбу, и что для Флореса важнее — амбиции или смирение? Насколько значима для певца фигура импресарио, и какими качествами должен обладать исполнитель, чтобы выжить в современном мире? Об этом и многом другом пойдет разговор в третьем выпуске программы "Камертон".

Герой четвертой программы Мишель Глотц в представлении не нуждается — этого великого продюсера и импресарио знает вся Европа, в мире музыки он окружен неким ореолом. 25 лет Мишель Глотц работал с музыкальными легендами Марией Калласс и Гербертом Фон Караяном, который называл его своей "музыкальной совестью". Сам Мишель считает сотрудничество с этими величайшими артистами важнейшим событием в жизни. Мишель Глотц расскажет, какими были Калласс и Караян на сцене и в жизни, является ли герой Джереми Айронса в фильме Дзеффирелли "Калласс навсегда" прототипом самого импресарио. Также он приоткроет завесу тайны взаимоотношений Марии Калласс и греческого миллиардера Аристотеля Онассиса. Сати Спивакова попытается разобраться, из чего состоит профессия импресарио и в чем ее смысл. Достаточно ли для продюсера одного умения хорошо считать деньги, или все-таки он должен хорошо разбираться в музыке. Кто-кто, а Мишель Глотц, без сомнения, в этом деле — ас, ведь музыке была отдана целая жизнь.

В дальнейших планах Сати Спиваковой и ее авторской программы "Камертон" - разговор по душам с такими звездами, как дирижер Валерий Гергиев, который открыл Западу мир русской музыки; виолончелист Михаил Майский; выдающийся исполнитель Владимир Ашкенази ; одна из самых необычных фигур на современной музыкальной сцене — скрипач Гидон Кремер и знаменитая испанская меццо-сопрано Тереза Берганца .

Смотрите авторскую программу Сати Спиваковой "Камертон" с 21 мая каждую субботу на телеканале "Культура".

Отдел культуры "Правды.Ру"

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить