Конкурс имени Рихтера – соревнование концертирующих пианистов

15 июня в Москве в Большом зале консерватории начинается уникальный фортепианный конкурс. Его явные отличия от других - непредвзятость судейства (в жюри нет педагогов фортепиано и их учеников), отсутствие председателя жюри, обычно давящего своим авторитетом на других, нет юных участников (конкурсанты – от 23 лет) - делают его уникальным. В 2008 году 35 пианистов из 18 стран примут участие во втором международном конкурсе имени великого музыканта.

Эта история началась три года назад, когда из многих стран первый раз приехали и члены жюри, и участники, благоговеющие перед именем великого русского пианиста, имевшего немецкие корни. Сила его искусства была столь велика, что на Всесоюзном конкурсе 1945 года, сразу после войны, он, владевший немецким, не хуже русского, получил первую премию. Председателю жюри Дмитрию Шостаковичу удалось убедить «вышестоящее начальство» словами: «Ведь такого пианиста у нас больше нет!»

Такого пианиста у нас нет и сейчас, но стремиться к внутренней свободе, сокрушающей общепринятые границы и в то же время звучащей в унисон с голосом композитора, не заказано никому из современных музыкантов. Хотя, как известно, музыкальная жизнь сейчас, увы, пошла по пути максимального потакания вкусам публики…

На Втором конкурсе мы вновь услышим оригинальных пианистов, отобранных из доброй сотни желающих сыграть в честь Рихтера свою «авторскую» сольную программу на сцене Большого зала консерватории. Именно так: ведь конкурс по художественным итогам 2005 года даже назвали фестивалем: каждый может исполнить те сочинения, которые ему наиболее близки и лучше всего удаются.

Более того, возраст участников ограничен лишь нижней планкой – 23 года. И то лишь для того, чтобы дать возможность сказать свое веское слово уже закаленным концертантам, накопившим значимый опыт и точно знающим, что им хотелось бы сказать человечеству на языке музыки.

Верхней возрастной планки нет – и это означает, что мы услышим совершенно разные поколения, представляющие к тому же разные школы. Самому старшему его участнику – 72 года. Среди 12-ти российских участников немало знакомых: кто-то уже играл на этом конкурсе в прошлый раз, новосибирец Дмитрий Карпов и москвич Михаил Мордвинов запомнились по недавнему Скрябинскому конкурсу, Вячеслав Грязнов только получил вторую премию на Рахманиновском. Мы услышим пианистов из 18-ти стран. И не только из Азии, которая последнее время мощно штурмует мировые сцены.

Жюри снова будет работать без председателя, собрав музыкантов, не готовящих специально пианистов-солистов. Так организаторы пытаются избежать обычного на конкурсах лоббирования своих учеников.

В него вошли Наталья Гутман, виолончелистка круга Рихтера, пианист, писатель, философ Валерий Афанасьев, немецкий критик Петер Коссе и его коллега - пианист и журналист, радиоведущий Томас Бёттгер, израильский композитор Менахем Визенберг, а также Бэлла Давидович, ученица Игумнова, давно живущая в США, лауреаты конкурсов Чайковского француз Жан-Бернар Помье и китаец У-Зон.

Торжественно открытие пройдет в БЗК 15 июня. Эльдар Небольсин, победитель прошлого конкурса им. Рихтера, будет солировать в Первом концерте Брамса.

А с 16-го начнутся прослушивания, которые завершатся 28 июня, чтобы на следующий день новоиспеченных лауреатов увенчали достойными наградами.

Автор Григорий Резанов
Григорий Резанов — журналист, фотожурналист, бывший редактор культурного раздела Правды.Ру
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить